Огненный мир: найдена планета с вулканической активностью, превышающей все возможные пределы

Открытая экзопланета горячее некоторых звезд.

NASA обнаружило экзопланету , на которой непрерывно происходят извержения вулканов. Эта планета, получившая название TOI-6713.01, расположена примерно в 66 световых годах от нашей солнечной системы и по размерам на 30% больше Земли. Она отличается чрезвычайно высокой температурой поверхности — около 4220 градусов по Фаренгейту, что горячее, чем на поверхности некоторых звёзд.

Открытие было сделано благодаря анализу данных, полученных космическим телескопом NASA TESS, изучающим звезду HD 104067. В рамках исследования, результаты которого опубликованы в The Astronomical Journal, астрофизики выявили на орбите звезды не только известные ранее гигантскую и каменистую планеты, но и новый мир — TOI-6713.01.

Структура и условия на TOI-6713.01 схожи с теми, что наблюдаются на Ио — чрезвычайно вулканически активном спутнике Юпитера. "Это земной тип планеты, который я бы описал как Ио на стероидах," комментирует Стивен Кейн, астрофизик из Университета Калифорнии в Риверсайде. "Она оказалась в таких условиях, что постоянно 'взрывается' вулканами. В оптических длинах волн она выглядит как светящаяся, раскаленная до красна планета с поверхностью из расплавленной лавы."

Ученые предполагают, что причина такой интенсивной вулканической активности кроется в сильных гравитационных взаимодействиях с родительской звездой, аналогично тому, как вулканическая активность Ио обусловлена приливным нагревом от Юпитера и его спутников. Приливная энергия вызывает сжатие и растяжение спутника, что приводит к увеличению геофизической активности в его недрах.

"Если бы другие луны не были бы рядом, Ио находился бы на круговой орбите вокруг Юпитера, и на его поверхности было бы спокойно. Но гравитация Юпитера настолько сильно сжимает Ио, что это вызывает постоянные извержения вулканов," добавляет Кейн. Эти же процессы могли произойти и с TOI-6713.01, заставив планету перейти на эллиптическую орбиту и испытывать сильные приливные силы, что, в свою очередь, вызывает экстремальную вулканическую активность.

"Это открытие многое говорит нам о пределах, до которых может быть насосана энергия в земной тип планеты, и последствиях этого," заключает Кейн. "Хотя мы знаем, что звезды способствуют нагреву планеты, подавляющее большинство энергии здесь приходится на приливные силы, что нельзя игнорировать."

Тени в интернете всегда следят за вами

Станьте невидимкой – подключайтесь к нашему каналу.