Репутация субъекта А в глазах субъекта Б – это мнения иных значимых для Б субъектов, выраженные каким-то образом, доступные для Б и сведённые в единое. В отличии от собственного мнения, репутация – это внешнее по отношению к субъекту. Понятно, что мнение – субъективно, а репутация – объективна, её можно померить.
Репутация существовала всегда и всегда была значимым инструментом общественных отношений. Бывало, она заменяла государственные и деловые институты, такие как голосование или кредитный рейтинг. Ныне благодаря Интернету несколько изменился механизм формирования репутации.
Во времена аграрного уклада репутация распространялась только через личные контакты. При индустриальном укладе и переезде населения в города личное общение ослабилось и было вытеснено средствами массовой информации. Именно тогда, в конце XIX века возникло новое явление – пропаганда. С её помощью репутацию можно было создавать и уничтожать по воле владельцев СМИ, а противопоставить газетам и телевиденью было нечего. В постиндустриальном обществе совершился следующий виток диалектической спирали – межличностное общение поднимается с колен и вытесняет централизованные СМИ. Знаменитое выражение " глобальная деревня " именно это и означает: все друг друга знают как в деревне, хотя живут в мегаполисах.
Репутация снова выпадает из рук владельцев СМИ и становится трудноманипулируемой. Но при этом легкоизмеряемой. Самое главное – мерить репутацию не вообще, а лишь в подмножестве источников, имеющих значение для конкретного субъекта ( референтной группе ); в идеале – с весовыми коэффициентами.
Наш "Крибрум" и некоторые продукты конкурентов умеют в автоматическом режиме находить и определять мнения о чём-либо, ком-либо. Но пока никто не научился столь же автоматически определять референтную группу для пользователя. Френды в соцсетях и набор RSS-подписок – это слишком грубое приближение. "Читаю" не значит "соглашаюсь", а "соглашаюсь" не значит "уважаю". Совокупность проставленных лайков – уже лучше. Но самый адекватный показатель – это чьим советам человек следует. Предстоит внедрить в соцсетях измеритель референтности, то есть насколько пользователь Б склонен следовать советам, рекомендациям, примерам, одобрениям и осуждениям, исходящим от субъекта А. Эту матрицу коэффициентов можно будет продавать очень выгодно.