24 FPS: наследие прошлого или залог кинематографического будущего?

24 FPS: наследие прошлого или залог кинематографического будущего?

Когда вы смотрите кино или играете в видеоигру, вам кажется, что картинка движется непрерывно. На самом деле, это иллюзия, созданная быстрой сменой неподвижных изображений — кадров.  В чем вообще суть?

Что такое частота кадров?

Чтобы понять важность частоты кадров, сначала разберёмся с понятием «кадр». Кадры — это отдельные изображения, которые показываются последовательно с высокой скоростью, создавая иллюзию движения. Частота, или FPS (frames per second), указывает, сколько таких кадров отображается за секунду.

Чем выше частота кадров, тем плавнее кажется движение и тем меньше размытость при смене сцен. При низкой частоте кадров эффект может быть совсем другим — движения становятся более «рваными», а размытие усиливается.

Преимущества высокой частоты кадров:

  • плавность движения: HFR минимизирует рывки и обеспечивает чёткое отображение даже при быстром движении объектов;
  • уменьшение размытия: движения камеры и динамичные сцены выглядят более детализированными;
  • повышение качества записи: HFR используется в спорте, науке и домашнем видео для фиксации мельчайших деталей.

Недостатки высокой частоты кадров:

  • утрата «кинематографической магии»: слишком реалистичная картинка делает фильмы схожими с сериалами или репортажами;
  • технические ограничения: поддержка HFR ограничена только новейшими 4K UHD-устройствами;
  • привычка зрителей: большинство людей ассоциируют фильмы с традиционными 24 FPS, и HFR может выглядеть непривычно.

Почему фильмы остаются на уровне 24 кадров в секунду?

Большинство современных фильмов снимаются и показываются со скоростью 24 FPS. Этот стандарт появился ещё в начале XX века. До этого немые фильмы снимались с частотой 16–18 FPS, что было минимальным значением, достаточным для создания иллюзии движения. Но звукозапись потребовала более строгого подхода, и 24 FPS стали золотым стандартом.

Почему именно 24? Всё дело в балансе между качеством и затратами: меньше кадров означало экономию плёнки, а звук оставался синхронным. Первый фильм, использовавший этот стандарт, — «Певец джаза» (1927 год), после которого 24 FPS быстро закрепились в индустрии.

Преимущества стандарта 24 FPS:

  • экономичность: исторически меньше кадров означало меньше затрат на плёнку;
  • оптимальный баланс: зрительное восприятие не перегружается излишней детализацией;
  • создание эстетики: 24 FPS стали синонимом «кинематографичного» опыта.

Высокая частота кадров: будущее или заблуждение?

Современные технологии позволяют снимать фильмы с частотой выше 24 FPS без дополнительных затрат на физическую плёнку. Однако попытки внедрения HFR (High Frame Rate — высокая частота кадров) часто встречают критику. Например, «Хоббит» Питера Джексона был снят в 48 FPS, что разделило зрителей. Многие жаловались, что такая плавность делает фильм похожим на телешоу или любительскую видеозапись.

Ещё одним примером стал фильм «Джимини» (2019), показанный в некоторых кинотеатрах с частотой 120 FPS. Хотя технология обеспечила исключительную детализацию, зрители заметили, что сцены выглядят слишком «реальными», из-за чего теряется характерная «киношная магия». Более низкие частоты кадров маскируют незначительные заминки и движения, делая их визуально более динамичными.

Примеры фильмов с HFR:

  • «Хоббит» (48 FPS): оценка разделилась, зрители отметили слишком «реалистичную» картинку;
  • «Джимини» (120 FPS): плавные сцены оказались чрезмерно детализированными, лишая фильм драматизма;
  • «Аватар: Путь воды» (48 FPS): использование HFR для экшн-сцен улучшило визуальное восприятие.

Ограничения и восприятие

Существуют и технические проблемы. Большинство домашних проигрывателей DVD и Blu-ray поддерживают только стандартные частоты кадров. Фильмы с HFR для домашних релизов часто конвертируются обратно в 24 FPS, поскольку поддержка HFR ограничена новыми 4K UHD-устройствами. Кроме того, многие зрители привыкли к традиционной эстетике 24 FPS и воспринимают HFR как неестественный элемент.

Почему зрители критикуют HFR?

  • визуальная непривычность: HFR ассоциируется с телепрограммами, например, мыльными операми;
  • технические проблемы: не все устройства и кинотеатры могут воспроизводить HFR;
  • отсутствие эстетики: зрители привыкли к кинематографичности 24 FPS, и новый формат кажется чуждым.

HFR: перспектива или временный тренд?

Несмотря на критику, HFR набирает популярность. В 2024 году в этом формате вышло сразу четыре фильма, включая первые анимационные картины: «Кунг-фу Панда 4» и «Дикий робот». Это показывает, что студии всё больше экспериментируют с визуальными стилями.

Однако HFR вряд ли полностью заменит 24 FPS. Вместо этого индустрия может предложить выбор: традиционный вариант для поклонников классического кино и HFR для тех, кто хочет увидеть больше деталей. При этом поддержка HFR будет зависеть от дальнейшего распространения 4K-устройств.

Зачем сохранять 24 FPS?

Стандарт 24 FPS стал важной частью визуального языка кино. Он не только задаёт привычный стиль, но и создаёт определённую атмосферу, которую зрители ассоциируют с «магией кино». Отказ от этого стандарта может быть не только резким, но и необязательным. HFR предоставляет новые возможности для экспериментов, однако в качестве дополнительной опции, а не замены.

24 fps hfr кинематограф fps
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Ньютон уронил яблоко. Мы роняем челюсти!

Гравитация научных фактов сильнее, чем вы думаете

Подпишитесь и испытайте интеллектуальное падение

Техно Леди

Технологии и наука для гуманитариев