Одиннадцатый Конгресс рассмотрел предварительные рекомендации, разработанные на двух совещаниях экспертов в 2004-2005 г., которые были проведены в Сеуле под эгидой Корейского института криминологии, с учетом также соответствующих рекомендаций одиннадцатому Конгрессу, принятых на региональных подготовительных совещаниях.
Источник: crime-research.ru Автор: Владимир Голубев
Распространение по всему миру новых информационно-коммуникационных технологий
породило множество различных преступлений, связанных с использованием
компьютеров, что чревато угрозой не только для конфиденциальности, целостности
или доступности компьютерных систем, но и для безопасности важнейших элементов
инфраструктуры. Кроме того, технологические новшества порождают и непохожие друг
на друга тенденции в области "криминальной инновации"; соответственно,несхожесть
угроз, которые несут в себе преступления, связанные с использованием
компьютеров, отражает различия, прослеживающиеся по всему спектру так
называемого "разрыва в цифровых технологиях".
В ходе борьбы с такого рода преступлениями и перед следователями, и перед
прокурорами и судьями встают многочисленные проблемы судебно-правового
характера, обусловленные отчасти нематериальностью и недолговечностью
электронных улик. Кроме того, для эффективного расследования и наказания в
судебном порядке преступлений, связанных с использованием компьютеров, часто
необходимо отслеживать преступную деятельность и ее последствия через цепочку
поставщиков услуг интернета или компаний, иногда в разных странах, в результате
чего могут возникать сложные вопросы относительно юрисдикции и суверенитета.
Сложность проблем, которые характерны для преступности, связанной с
использованием компьютеров, делает необходимым международное сотрудничество, для
чего страны должны в конечном счете располагать соответствующими правовыми,
процессуальными и нормативными средствами.
Для разработки действенных методов эффективного международного сотрудничества в
деле борьбы с преступностью, связанной с использованием компьютеров, на
региональном и межрегиональном уровнях в последние годы был принят ряд мер, что
позволило получить определенные значимые результаты. Чтобы эти усилия были
эффективными, необходимо оказывать содействие проведению масштабных исследований
по широкому спектру проблем борьбы с преступностью, связанной с использованием
компьютеров, и активно развивать партнерские отношения между органами
государственного управления и частным сектором.
Одиннадцатый Конгресс рассмотрел предварительные рекомендации, разработанные на
двух совещаниях экспертов в 2004-2005 г., которые были проведены в Сеуле под
эгидой Корейского института криминологии, с учетом также соответствующих
рекомендаций одиннадцатому Конгрессу, принятых на региональных подготовительных
совещаниях:
• Для решения проблем киберпреступности необходимо применять широкие,
комплексные подходы, выходящие за рамки уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, а также правоприменения. В рамках такого подхода следует
уделять внимание требованиям к безопасному функционированию киберэкономики,
которые укрепляли бы доверие со стороны бизнеса и обеспечивали
неприкосновенность частной жизни, равно как и стратегиям, направленным на
продвижение и защиту нововведений, рост потенциала повышения благосостояния и
возможностей информационных и компьютерных технологий, в том числе механизмам
раннего предупреждения и реагирования в случае кибератак. Помимо необходимости
предотвращения преступлений, связанных с использованием компьютеров, и судебного
преследования за их совершение появляется более глобальная задача – создание
глобальной культуры кибербезопасности, в рамках которой учитывались бы
потребности всех стран, включая развивающиеся, структуры информационных
технологий в которых находятся в процессе становления и пока еще весьма уязвимы.
• Следует и далее развивать международное сотрудничество на всех уровнях.
Система Организации Объединенных Наций, будучи универсальной по своему
характеру, должна, при условии усовершенствования ее внутренних координационных
механизмов, к чему призывает Генеральная Ассамблея, играть ведущую роль в
межправительственных мероприятиях, направленных на обеспечение функционирования
и защиту киберпространства, чтобы преступники или террористы не могли
злоупотреблять им или воспользоваться им в своих целях. В частности, системе
Организации Объединенных Наций следует сыграть важную роль в разработке
глобальных подходов к борьбе с киберпреступностью и процедур международного
сотрудничества, имея целью предупреждение и смягчение негативного влияния,
которое оказывает киберпреступность на важнейшие элементы инфраструктуры,
устойчивое развитие, защиту неприкосновенности частной жизни, электронную
коммерцию, банковское дело и торговлю.
• Следует призвать все государства как можно быстрее обновить свое уголовное
законодательство, чтобы учесть особый характер киберпреступности. Что касается
традиционных видов преступлений, совершаемых с использованием новых технологий,
то такое обновление может принять форму уточнения или изъятия норм, которые
более не отвечают в полной мере сложившейся ситуации, например законов, которые
не могут решать проблемы разрушения или хищения нематериальных активов, либо
создания новых норм, касающихся новых видов преступлений, таких как
несанкционированный доступ к компьютерам или компьютерным сетям. Такое
обновление должно касаться также процессуального законодательства (например,
касающегося отслеживания сообщений) и законов, договоров или положений о
взаимной правовой помощи (например, по вопросам оперативного обеспечения
сохранности данных). Следует призывать государства руководствоваться при
определении степени суровости вновь принимаемых законов положениями Конвенции
Совета Европы по киберпреступлениям.
• Правительствам, частному сектору и неправительственным организациям следует
проводить совместную работу по преодолению разрыва в цифровых технологиях,
повышать информированность общества о факторах риска, связанных с
киберпреступностью, и принимать соответствующие контрмеры, а также укреплять
потенциал специалистов в области уголовного правосудия, в том числе сотрудников
правоохранительных органов, прокуроров и судей. Для этого национальным судебным
органам и юридическим учебным заведениям следует включать в свои учебные
программы комплексные курсы по преступлениям, связанным с использованием
компьютеров.
• Одиннадцатому Конгрессу следует уделить значительное внимание разработке,
совершенствованию и развитию существующих ныне практических механизмов обмена
информацией в международном масштабе, раннего предупреждения и реагирования, а
также способов уменьшения ущерба в рамках борьбы с киберпреступностью, используя
в этих целях возможности Интерпола, механизмов оперативного реагирования 24/7,
разработанных "группой восьми", Конвенции по киберпреступлениям, Центров
реагирования на компьютерные инциденты (CERT) и Форума центров компьютерной
безопасности и реагирования на компьютерные инциденты (FIRST), которые пока
распространяются лишь на отдельные, преимущественно развитые, страны. Эти
механизмы следует сделать доступными на международном уровне, чтобы наладить
обмен знаниями и информацией о путях и методах распознавания, защиты,
недопущения и борьбы с новыми видами киберпреступлений и информировать общество
об эффективных механизмах реагирования. Кроме того, особо следует позаботиться о
том, чтобы эти практические механизмы были доступны развивающимся странам, и
организовать соответствующее обучение .
• Для того чтобы политика борьбы с киберпреступностью была эффективной и
действенной, ее следует строить на доказательственной основе и подвергать
строгой оценке. Поэтому на международном уровне следует предпринять
целенаправленные и скоординированные усилия для создания механизмов
финансирования в целях содействия практическим разработкам и пресечения многих
видов вновь появляющихся киберпреступлений. Однако не менее важно, чтобы такие
исследования координировались на международном уровне и чтобы результаты
исследований были широкодоступными.
• ЮНОДК следует вынести результаты работы Семинара-практикума по мерам борьбы с
преступлениями, связанными с использованием компьютеров, который пройдет в
рамках одиннадцатого Конгресса, на рассмотрение второго этапа Всемирной встречи
на высшем уровне по вопросам информационного общества, который состоится в
Тунисе в 2005 году.
На основании этих рекомендаций, были выделены проблемы, которые сопутствуют
преступлениям, связанным с использованием компьютеров, которые участники
Семинара- практикума №6 рассмотрели и на их основе наметили пути эффективных
ответных действий в глобальном масштабе.
Спойлер: она начинается с подписки на наш канал