Марк Руссинович, известный эксперт в области компьютерной безопасности, активно участвовавший в скандале вокруг руткита Sony, предположил, что в продуктах Лаборатории Касперского также используются руткит-технологии.
В продуктах ЛК действительно используется технология iStreams, о которой и говорит Руссинович. Но это никак не руткит.
Уже два года технология iStreams используется ЛК для увеличения скорости сканирования. Грубо говоря, продукты с технологией iStreams используют NTFS Alternate Data Streams для хранения контрольных сумм файлов, находящихся на жестком диске компьютера. Если контрольная сумма остается неизменной между двумя сканированиями файла, то это означает, что файл не изменялся с момента предыдущей проверки, и повторное сканирование не требуется.
Для просмотра альтернативных потоков данных NTFS необходимы специальные утилиты. Если антивирус запущен, то он скрывает созданные им потоки, поскольку они являются внутренней служебной информацией программы. Тот факт, что вы не можете увидеть эти потоки даже при помощи специальной утилиты, не делает их опасными. Это также не означает, что продукт, использующий подобные скрытые потоки содержит в себе руткит-технологии.
ЛК не считает эту технологию руткитом и не верит, что ей могут воспользоваться хакеры или вредоносные программы по следующим причинам:
В статье PCWorld также говорится следующее: «Хоть Руссинович и соглашается с тем, что применяемые Symantec и Kaspersky технологии сокрытия не так опасны, как технологии Sony, которую довольно быстро начали использовать вирусописатели, он утверждает, что все три компании прибегают к методам, опасным для пользователей и непригодным с точки зрения экспертов по компьютерной безопасности».
ЛК считает, что никакой опасности для пользователей Антивируса Касперского нет, поскольку нет возможности использовать создаваемые потоки данных иначе, чем задумано авторами антивируса.
Единственным негативным последствием применения этой технологии является увеличение времени деинсталляции продукта, поскольку в процессе деинсталляции необходимо удалить все данные из созданных потоков. Только поэтому в следующей версии наших продуктов будет использоваться иная технология, обладающая аналогичными плюсами, но лишенная этого минуса.
Руссинович также сказал: «You don't want IT not knowing what's on the systems. ... Not being able to go to the system to do software inventory and disk space inventory, that's just not a good idea» («Нельзя, чтобы IT-профессионалы не знали, что содержится на их компьютерах. ... Невозможность установить, какие программы есть в вашем компьютере, чем заполнен ваш жесткий диск — это просто не самая хорошая идея»).
ЛК считает, что никто не имеет возможности доподлинно знать, что находится в его компьютере. Единственный способ быть в этом уверенным — отформатировать жесткий диск. В этом случае вы точно знаете, что на диске нет ничего, кроме загрузочных секторов.
Разные программные продукты используют собственные форматы хранения данных, включая собственные форматы сжатия и шифрации. Таким образом, даже IT-профессионалы не знают, что находится внутри файлов подобных форматов. Я не знаю, что находится внутри каждого файла данных на моем собственном компьютере, как не знаю и всех слов из всех книг своей домашней библиотеки.
ЛК считает, что проблема «руткитов» чрезмерно раздута. Всем — и специалистам-экспертам, и журналистам — следует внимательнее относиться к используемым нами терминам. Нельзя дезинформировать обычных пользователей, неспособных самостоятельно разобраться в сути проблемы.
Спойлер: мы раскрываем их любимые трюки