Российские законодатели предлагают целый комплекс мер для борьбы с экстремизмом в Рунете: от запрета на распространение экстремистских материалов с помощью компьютерных программ и интернета до серьезных требований к интернет-провайдерам, поисковым системам и администраторам веб-форумов.
Многочисленные заявления российских политических деятелей о необходимости борьбы с экстремизмом в интернете воплотились в ряде поправок к нескольким российским законам, которые предстоит рассмотреть Госдуме. В текстe предложенных комитетом по законодательству Государственной Думы поправок в Уголовный кодекс (УК), Кодекс об административных правонарушениях (КОАП) и Закон «О противодействии экстремистской деятельности» говорится следующее: «В настоящее время экстремистская деятельность наиболее активно проявляет себя в распространении экстремистских материалов в печатной, аудио-, аудиовизуальной и других формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей связи общего пользования (в частности, интернета), — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Данные материалы, находясь в достаточно свободном доступе, могут оказывать сильное психологическое влияние на многих людей, в особенности на представителей молодого поколения, видоизменяя их мировоззрение, устанавливая в их сознании ложные приоритеты, установки, стереотипы. Как следствие, это побуждает к проявлению агрессии по мотивам религиозной и национальной нетерпимости».
Самое жесткое предложение — это новая редакция статьи 12 Закона «О противодействии экстремистской деятельности». Сейчас она всего лишь запрещает использование сетей связи общего пользования для экстремистской деятельности. Предлагаемая же расширенная редакция статьи выглядит революционно, поскольку в ней запрещается, во-первых, использование интернета для распространения и рекламы экстремистских материалов; во-вторых, размещение информации, указывающей на месторасположение используемых для экстремистской деятельности ресурсов (под этот запрет попадают гиперссылки); в-третьих, предоставление средств доступа к используемым для осуществления экстремистской деятельности ресурсам или средств поиска данных ресурсов (этот запрет касается интернет-провайдеров и поисковых систем).
Более того, «лицо, осуществляющее управление содержимым ресурса сети связи общего пользования, а также лицо, оказывающее услуги по размещению такого ресурса в сети связи, обязано принять меры по недопущению размещения на таком ресурсе экстремистских материалов и проведения дискуссий и обсуждений, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Таким образом, владельцы веб-ресурсов становятся ответственными за содержание своих форумов. Еще один запрет касается распространения компьютерных программ экстремистского характера.
Ответственность за «непринятие мер по блокированию или удалению экстремистских материалов лицом, предоставляющим услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования (включая интернет)», должен будет регламентировать КОАП. За нарушение данной статьи предполагается наложение штрафа: на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ, на юридических — от 1000 до 2000 МРОТ. А за совершение с использованием интернета публичных призывов к экстремистской деятельности, а также действий, направленных на возбуждение ненависти или на унижение достоинства человека по национальным, расовым, половым и другим признакам, в УК предлагается ввести наказания со сроком заключения до пяти лет.
Правозащитники бьют тревогу в связи с предлагаемыми поправками. «Если они будут приняты, Рунет рискует повторить судьбу туркменского интернета, в котором доступны только сайты органов государственной власти, — опасается эксперт Института прав человека Лев Левинсон. — Совершенно не понятно, как провайдеры (которые разбираются только в технических вопросах) должны будут отличать экстремистские сайты от неэкстремистских. Тем более непонятно, что должны сделать поисковые службы, чтобы заблокировать поиск информации экстремистского содержания, ведь фильтры на все возможные слова, применяемые на экстремистских ресурсах, не поставишь».
Нелегкая жизнь, в случае одобрения этих предложений, ждет и администраторов веб-форумов: им придется регулярно следить за тем, что пишут посетители их форумов, а также проверять все выкладываемые ссылки на предмет экстремизма. Впрочем, правозащитники полагают, что столь суровые меры, как это часто бывает в России, будут применяться избранно. Например, недавно в Нижнем Новгороде за публикацию интервью бывшего лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова на два года условно был осужден редактор местной газеты «Правозащита» Станислав Дмитриевский, тогда как гораздо более популярную газету «Коммерсант» за то же самое интервью к суду не привлекли.
Правда, глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников предлагает не паниковать. «Мы не собираемся регулировать интернет, точно так же, как не собираемся регулировать, например, Пушкинскую площадь, — заявил г-н Крашенинников. — Но если на Пушкинской площади или в интернете совершаются экстремистские действия, то мы с ними будем бороться». Однако г-н Левинсон напоминает, что подобного рода предложения уже звучали в 2002 году, когда принимался Закон «О противодействии экстремистской деятельности». "Тогда сам Крашенинников настоял на том, чтобы исключить их из закона, — говорит правозащитник. — Но разница в том, что если в 2002 году Крашенинников состоял во фракции «Союз правых сил», то сейчас он уже член «Единой России».
CNews.ru
Ладно, не доказали. Но мы работаем над этим