Строго говоря, сам спам, как таковой, появился почти одновременно с рождением интернета. Однако применять термин "спам" в отношении почтовых электронных рассылок с рекламой начали именно 15 лет назад.
На сегодня по подсчетам различных исследовательских компаний, от 80 до 95% почтового трафика - это именно мусорные электронные сообщения с рекламой сомнительных товаров, сайтов и услуг. И несмотря на это, отказа от электронной почты так и не произошло, несмотря на массу пессимистичных прогнозов начала 2000-х.
"Индустрия спама - это фактически гонка вооружений", - говорит Марк Суннер, старший аналитик компании Message Labs. "Миллиарды спамовых сообщений отправляются ежедневно, блокируя почтовые серверы, замедляя работу сетей, инфицируя компьютеры пользователей вирусами и делая весь интернет в целом местом не столь привлекательным".
Первоначально термин "спам" использовался для обозначения массовой отправки в чаты, форумы и электронные доски сообщений рекламного характера, однако с середины 90-х почти весь поток спама перекочевал в электронную почту, так как эта система использовалась почти всеми пользователям интернета, а концепция email изначально не предоставляла возможностей для защиты.
"Сегодня рост спама в сетях электронной почты означает одновременно и рост риска для пользователей. Пока существует спам, электронная почта не может рассматриваться как надежный инструмент коммуникаций", - говорит Ричард Кокс старший специалист отдела информационной безопасности онлайн-сервиса Spamhouse.
"Когда электронная почта появилась, то она рассматривалась как средство обмена сообщениями между людьми, которыми вы можете доверять. Однако со временем ворота интернета открылись для людей, которые просто хотят зарабатывать на глобальной сети, не заботясь о последствиях", - говорит Кокс.
Первоначально слово «SPAM» появилось в 1936 г. как торговый знак для мясных консервов компании Hornel Foods — острого колбасного фарша из свинины. Всемирную известность в применении к назойливой рекламе термин SPAM получил благодаря знаменитому скетчу с одноимённым названием из известного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» (1969) комик-группы Монти Пайтон. Смысл скетча сводится к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат «SPAM», некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без «SPAM», официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAMа». Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню «SPAMу», после чего скетч погружается в хаос. В конце скетча жена героя восклицает: Я не люблю «SPAM»! (англ. «I don’t like spam!»). В титрах к именам действующих лиц также было добавлено слово «SPAM». В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз.
По другой версии, после второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того, чтобы сбыть свою продукцию не первой свежести, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово «Spam» бросалось на глаза на каждом углу, с витрин всех дешевых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах. Реклама консервов «Spam» беспрерывно транслировалась по радио. В общем, от нее не было возможности скрыться — она везде бросалась в глаза и звучала во всех приемниках.
Согласно данным Spamhouse, на сегодня большая часть спама рассылается из США, Китая и России, причем владеют большинством сетей, используемых для рассылки российские и китайские спамеры. В Spamhouse говорят, что проблему спама можно было бы искоренить за очень короткий срок, но для этого необходима поддержка государства.
По статистике, за 80% мирового спама ответственны около двух сотен спамеров. Сложность борьбы заключается в том, что сами спамеры для рассылки не используют свои компьютеры, а применяют для этого взломанные компьютеры пользователей по всему миру. Наиболее крупные зомби-сети, используемые для спама, насчитывают до нескольких сотен тысяч ПК.
Первое — находим постоянно, второе — ждем вас