Пять депутатов-единороссов предлагают внести в закон об экстремистской деятельности новую статью 13, вводящую ответственность за распространение экстремистских материалов в интернете.
Сейчас закон об экстремизме как бы не замечает всемирной паутины: по нему опасные материалы следует конфисковать, а как поступать с их распространителем, если это сайт, не указано. Если это СМИ, то его можно закрыть по решению суда (предусмотрено законом о СМИ). Но большинство интернет-ресурсов (в том числе и лидеры рунета) СМИ не являются, и как с ними поступать, если они распространят экстремистский материал, непонятно. В новом же законопроекте сказано прямо: «В случае неоднократного размещения экстремистских материалов <...> судом может быть принято решение о прекращении доступа к сайту на территории РФ». В течение месяца со дня решения суда все организации, предоставляющие услуги доступа в сеть на территории России, обязаны «принять меры» по блокированию сайта.
В пояснительной записке отмечается неуклонный рост числа преступлений и проявлений, направленных на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды.
«Прокуратура бьется как рыба об лед — не везде получается», — говорит один из авторов законопроекта, первый зампред комитета по информполитике Сергей Капков, напомнив, что с такими предложениями представители Генпрокуратуры выступали еще в конце сентября на парламентских слушаниях по противодействию экстремизму. «Мы встречались, советовались с провайдерами — руководством Mail.ru, LiveJournal, экспертов опрашивали», — говорит Капков и заключает: технических сложностей у провайдеров с отслеживанием и блокированием экстремистских страниц не возникнет.
Во вторник законопроект получил одобрение на экспертном совете Госдумы во главе с первым зампредом фракции «Единая Россия» Владимиром Пехтиным (совет создан по инициативе замруководителя администрации президента Владислава Суркова в прошлом году, его заключения считаются нулевым чтением законов). Впрочем, представитель администрации президента считает шансы на принятие законопроекта небольшими, поскольку он противоречит установке президента Дмитрия Медведева на большую информационную открытость власти и широкое распространение интернета и цифровых СМИ.
Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале