Европейский совет по издательскому делу пытается внедрить протокол АСАР, предназначенный для защиты интеллектуальной собственности новостных online-изданий.
Вопросы охраны контента в Интернете волнуют не только российских Web-издателей, но и их коллег из более законопослушных стран. При этом определённые надежды возлагаются на протокол АСАР, рождённый в рамках совместной инициативы Европейского совета по издательскому делу (European Publishers Council), Всемирной газетной ассоциации (World Association of Newspapers, WAN) и Международной ассоциации издателей (International Publishers Association).
Аббревиатура АСАР образована от слов Automated Content Access Protocol, но её буквальный перевод (“протокол автоматизированного доступа к контенту”), на взгляд автора данной заметки, не совсем точно отражает суть дела. Правильнее было бы расшифровывать её как “протокол инструктирования поисковых роботов”. Появление ACAP некоторые эксперты считают одной из форм борьбы издательского бизнеса за своё будущее.
C целью популяризации этого протокола в сентябре в Москву приехал директор проекта ACAP Марк Байд (Mark Bide). На круглом столе, организованном российской Гильдией издателей периодической печати (ГИПП) при поддержке РИА “Новости”, он сообщил собравшимся (представителям печатных и онлайновых СМИ, а также поисковых систем), что в настоящее время проект АСАР поддержали 18 000 изданий и 4100 компаний * с суммарным годовым оборотом 260 млрд. долл.
Правила ACAP могут быть присвоены любому элементу в кодировке HTML и поэтому могут относиться как целиком к онлайновым изданиям, так и к отдельным статьям, отдельным абзацам и даже к отдельным строчкам. Создатели протокола утверждают, что АСАР не заменяет robots.txt, а надстраивается над ним и может мирно существовать рядом с ним. С точки зрения поисковых систем новые разрешающие метаданные потенциально могут увеличить их нагрузку, поскольку инструкции АСАР можно вставить в любой элемент в HTML-кодировке, что потребует лишних усилий на обработку.
“Поисковые системы хотят уважать пожелания издателей — в конце концов это их контент, — говорит основатель Google News Бхарат Кришна. — Но мы не телепаты; необходимо, чтобы Web-мастера говорили нам, как они хотят проиндексировать свой контент. Это можно делать с помощью протокола REP (Robots Exclusion Protocol — протокол исключений для роботов), технической спецификации, которая сообщает поисковым роботам, на каком сайте или части сайта нельзя вести поиск, а какие части должны быть видны в результатах поиска. С их помощью Web-мастера могут сформулировать разрешение для робота на просмотр и индексирование их контента. На наш взгляд, все основные “просьбы” АСАР могут выполняться расширениями протокола REP”.
Марк Байд утверждает, что внедрение протокола АСАР любой издатель может начать прямо сейчас. Для этого достаточно зайти на сайт проекта (
http://www.the-acap.org/ ) и совершенно бесплатно скачать с него соответствующие скрипты.Ъ