Хранение абонентского трафика в соответствии с «законом Яровой» ведет к нарушению авторских прав.
Представители Объединения альтернативных операторов связи в обращении на имя главы Минкомсвязи предупредили, что хранение абонентского трафика в соответствии с «законом Яровой» ведет к нарушению авторских прав. Под объектами авторского права операторы понимают лицензионный видеоконтент, который составляет примерно 40% от всех передаваемых пользователями данных, пишет РБК.
Как поясняют авторы письма, за хранение таких данных оператор связи может быть привлечен к ответственности за незаконное использование объектов авторского права. Представители объединения также сослались на ст. 1270 Гражданского кодекса, согласно которой к использованию произведения в числе прочего относится и его запись на электронном носителе.
В Минкомсвязи отказались комментировать данное обращение, однако близкий к министерству источник сообщил, что в ведомстве думают над решением проблем, изложенных в отзывах.
«С формальной точки зрения операторы связи, храня объекты интеллектуальной собственности в составе сообщений, осуществляют их использование, что требует получения согласия правообладателя», - прокомментировала советник юрфирмы Dentons Татьяна Никифорова. По ее мнению, идея требовать от операторов заключения лицензионных договоров на хранение видеоконтента нежизнеспособна. Для адаптации ситуации к новым требованиям могут потребоваться точечные изменения в Гражданский кодекс, считает Никифорова.
Наталья Кузнецова, руководитель российской юридической и налоговой практики O2 Consulting
В целом, опасения Объединения альтернативных операторов связи оправданы, так как, исполняя положения «Закона Яровой», они тем самым нарушают права правообладателей контента и положения Гражданского кодекса РФ.
Однако, не следует преувеличивать риск привлечения операторов к ответственности за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности без согласия авторов. Такое нарушение будет происходить в рамках соблюдения положений другого федерального закона, исполнение которого обязательно для операторов связи. Нарушение прав авторов в данной ситуации возникнет не в результате каких-либо злоупотреблений со стороны операторов связи, а из-за законодательных противоречий, которые, надеемся, будут устранены самим законодателем.
Отмены «Закона Яровой» по этим соображением ожидать не стоит, а вот поправок в Гражданский кодекс — да. Отметим, что ст. 1270 ГК РФ уже предусматривает исключения для сходных случаев. Так, например, не считается воспроизведением и использованием контента его краткосрочная запись, если она осуществляется информационным посредником между третьими лицами в связи с передачей произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения.
Сулин Алексей, юрист, управляющий партнер компании "Axis Pravo"
Корень проблемы принятия закона Яровой лежит в плоскости затрат на его исполнение и сохранности персональных данных граждан.
Авторское право здесь едва ли применимо, если речь не идет об утечке хранимого контента и его использовании недобросовестными лицами.
Сам факт хранения данных (в том числе тестов видео, изображений и т.д.) государственным органом или уполномоченной организацией нарушением авторский прав, разумеется, не является.
С тем же успехом можно сказать, что Роспатент нарушает права патентообладателей, храня информацию об изобретениях, полезных моделях или промышленных образцах.От классики до авангарда — наука во всех жанрах