Максимальный срок лишения свободы за кражу средств с банковского счета в особо крупном размере составит 10 лет.
До ухода на летние каникулы Госдума в первом чтении рассмотрит проект поправок в Уголовный Кодекс (УК) РФ, предусматривающий ужесточение наказания за хищение электронных денег и кражу средств с банковских карт. Полностью законопроект должен быть одобрен в октябре нынешнего года, сообщает «Российская газета» со ссылкой на главу Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова.
По его словам, переходный период для вступления новых норм в силу не предусмотрен. В случае одобрения поправок в УК будет закреплена уголовная ответственность за кражу чужого имущества, совершенную с использованием поддельного или принадлежащего другому лицу электронного средства платежа, в том числе кредитных, расчетных и других платежных карт, путем обмана уполномоченного сотрудника кредитной, торговой и иной организации. За совершение подобного преступления предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.
Законопроект также предлагает считать уголовным преступлением обман с целью сбора информации о банковских счетах. Кроме того, могут быть снижены пороговые значения сумм крупного и особо крупного размеров преступлений, связанных с хищением средств со счетов и банковских карт: до 250 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. Максимальный срок лишения свободы за кражу средств с банковского счета в особо крупном размере составит 10 лет.
«Эти поправки очень важны, так как сейчас мошенники часто списывают не очень крупные суммы со счетов большого количества клиентов банков. И даже если преступников потом ловят, их действия не подпадают под уголовную ответственность», - подчеркнул Аксаков.
Татьяна Глазачева, исполнительный директор платёжного сервиса Robokassa
Зачастую, регулярное мошенничество в небольших размерах может быть опаснее крупного. Однако, методы стали другими - мы всё реже видим случаи прямого воровства и дальнейшего использования данных карт плательщиков. В онлайне куда проще создать фиктивные сайты, на которых предлагать крайне выгодные условия для посетителей. В итоге покупатели сами переводят средства, не получая за них товар или оказанную услугу. Владельцы сайта не отвечают или просят подождать, а через какое-то время пропадает и сам сайт. Мы сталкивались с подобными случаями - особенно, в сфере продажи билетов, и научились выявлять подобные подделки на этапе регистраций.
Нововведение, если оно будет реализовано тщательно, после повторного изучения реалий финансового сектора, может пойти на пользу. Самое главное - не сделать ошибок при проработке законопроекта.
И конечно, нельзя забывать о рекомендациях, которые дают банки и платёжные системы: если не пренебрегать советами по безопасности, шанс на успешные мошеннические операции будет сведён к минимуму.
Алексей Сулин, управляющий партнер юридической компании AxispravoСам по себе законопроект является хоть и запоздалой, но правильной инициативой. Однако, борьба с кибермошенниками не должна сводится лишь к ужесточению ответственности.
Внесение изменений в Уголовный кодекс является очевидным шагом и не представляет каких-либо сложностей. Вместе с тем, одного закона здесь явно недостаточно.
Дело в том, что ужесточение наказания, как правило, не приводит к ощутимым результатам в деле борьбы с преступностью. Психология преступника работает таким образом, что в момент совершения преступления он меньше всего думает о том, какой срок лишения свободы предусмотрен за данное деяние. Его расчет заключается в том, чтобы избежать наказания в принципе, каким бы строгим оно не было.
Мировая практика знает случаи, когда ужесточение ответственности помогало справиться с разгулом преступности, но такие меры, как правило, имели репрессивный характер и предусматривали наказание в виде смертной казни. И даже такие меры не решали проблему полностью.
Наиболее эффективным фактором служит неотвратимость наказания. Именно это обстоятельство больше всего способствует тому, чтобы остановить преступника от совершения деяния. Зная о том, что его скорее всего поймают, преступник не будет брать на себя такой риск, ведь он не только лишается свободы, но и теряет возможность воспользоваться похищенными деньгами.
По этим причинам основной упор в деле борьбы с кибермошенниками необходимо делать на эффективность методов оперативно-розыскной деятельности, освоении электронного пространства и информировании граждан о безопасном использовании банковских карт и счетов.
Александр Падерин, начальник управления безопасности информационных систем Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР)
Введение подобных мер, безусловно, необходимо. Вряд ли это остановит организованные преступные группировки, но вполне может остановить людей, которые, возможно, случайно получили доступ к чужим учетным данным в системах ДБО, от соблазна использовать эти данные в своих целях. Но кроме введения ответственности, необходимо пересмотреть работу правоохранительных органов, которые сейчас не могут адекватно реагировать на подобные заявления клиентов о возможном незаконном сборе сведений, составляющих коммерческую, банковскую тайну.
Воронин Сергей, адвокат, управляющий партнер ООО «Правовое решение»Собираем и анализируем опыт профессионалов ИБ