В наши дни мир обрел новое измерение – информационное. Информационные ресурсы явно и повсюду наращивают свой вес и значение среди прочих ресурсов власти и управления. Информационный мир в не меньшей, а скорее в большей степени, чем остальные предъявляет свои вызовы, требующие регулирования средствами конституционного, международного и информационного права.
Доклад на VII Международной конференции «Право и Интернет»
Кузнецов Антон Владимирович
заместитель начальника отдела Управления "К"
Бюро специальных технических мероприятий
Министерства внутренних дел Российской Федерации
В 80-х годах прошлого века в мире активно стали использоваться средства вычислительной техники. Сначала в науке и технике, затем в государственном управлении, а позднее и в повседневной жизни граждан. Всё это изменило не только быт, но и сознание общества.
Стремительное развитие компьютерных технологий: увеличение быстродействия, емкости и универсальности аппаратных средств в области вычислительной техники и техники связи нарушило сложившиеся понятия расстояния и времени, «государственной границы»; дало возможность любому человеку в любое время связаться с любой точкой мира.
В наши дни мир обрел новое измерение – информационное. Информационные ресурсы явно и повсюду наращивают свой вес и значение среди прочих ресурсов власти и управления. Информационный мир в не меньшей, а скорее в большей степени, чем остальные предъявляет свои вызовы, требующие регулирования средствами конституционного, международного и информационного права.
Глобальная информационная сеть - это продукт нашего времени. Всемирная паутина даёт возможность доступа к информации, создаёт здоровую конкуренцию проводным средствам связи, вытесняет стандартные почтовые услуги. Российская Федерация, как и все цивилизованные страны, также представлена в мировом информационном пространстве и является его неотъемлемой частью.
Не секрет, что развитие Интернета и его Российского сегмента таит в себе и негативные факторы. Как говорили в древности – «Не все, что дозволено, достойно уважения» (Non omne quod licet honestum est).
Уникальность компьютерной сети Интернет состоит в том, что она не находится во владении какого-то физического лица, частной компании, государственного ведомства или отдельной страны. В результате, практически во всех сегментах этой сети отсутствует правовое регулирование, цензура и другие формы контроля за информацией, циркулирующей в Интернете. Такое положение дел открывает почти неограниченные возможности для доступа к любой информации, которые все шире используются в преступной деятельности. Как следствие, во многих случаях сеть Интернет может с полным правом рассматриваться не только как инструмент совершения компьютерных преступлений, но и как среда для ведения разнообразной незаконной деятельности. При использовании сети Интернет в этом качестве деятельности правонарушителей, в первую очередь, привлекает возможность неограниченного обмена информацией криминального характера.
Другая привлекательная для преступников особенность сети Интернет связана с возможностью осуществлять в глобальных масштабах информационно-психологическое воздействие на людей. Преступное сообщество весьма заинтересовано в распространении своих антиобщественных доктрин и учений, в формировании общественного мнения, благоприятного для укрепления позиций представителей преступного мира в обществе, и в дискредитации правоохранительных органов.
В частности, Всемирная Паутина стала для членов экстремистских и террористических организаций исключительно удобным средством преодоления географической разобщенности и эффективным способом конспирации. Интернет существенно облегчает привлечение сторонников, позволяет координировать действия на региональном или международном уровнях.
Несмотря на принимаемые меры, количество сайтов, используемых экстремистскими и террористическими организациями в целях пропаганды, ежегодно увеличивается. Так, только в 2004 г. выявлено 22 сайта, на которых размещалась информация, направленная на разжигание расовой или религиозной розни, а также пропагандировались идеи терроризма и экстремизма. При этом большинство сайтов размещены на зарубежных ресурсах: 4 – США, 4 – Великобритании, 3 – Литвы, 2 – Украины, 2 – ОАЭ, 2 – Канады, 2 – Швейцарии. 3 сайта, размещенные в российском сегменте сети Интернет, были закрыты нашими усилиями.
Имеют место заявления исламских фундаменталистов о том, что «Аль-Каеда» и другие мусульманские экстремистские группы во всем мире в качестве оружия против Запада для осуществления своих террористических акций планируют использовать Интернет. Экстремисты открыто заявляют, что все виды информационно-телекоммуникационных технологий активно изучаются «правоверными», дабы воспользоваться самыми современными достижениями в целях «электронного джихада». При этом акцент ставится на разрушительное воздействие национальных инфраструктур. Экстремисты уже не скрывают возможность использования «всех видов технологий» в целях защиты «мусульманской земли».
Опасность такой деятельности усугубляется уникальностью Интернета вследствие его технологической простоты и возможности получения доступа к широкой аудитории посредством одного компьютера. Наличие в Интернете многочисленных информационно-развлекательных ресурсов определяет его аудиторию, значительную часть которой составляет молодёжь и лица с несформировавшимися или неустойчивыми социальными установками.
В настоящее время в российском сегменте Интернета размещены более 100 сайтов, пропагандирующих религиозный экстремизм, в том числе и вакхабизм. Вольготно себя чувствуют в Сети идеологи экстремизма, скинхедам и нацистам посвящено около 40 сайтов. Есть подспорье и для террористов – имеются сайты, на которых изложена информация как изготовить взрывчатку.
Принимая во внимание важность всесторонней защиты всех конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также основ конституционного строя и безопасности государства нами в текущем году были разработаны и направлены в межведомственную группу по разработке проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», предложения, касающиеся установления уголовной ответственности лицам, осуществляющим пропаганду терроризма и экстремизма в сети «Интернет».
Кроме того, отмечается появление новых «видов» высокотехнологичного «телефонного терроризма» - использование компьютерных сетей для ложных сообщений об угрозе террористических актов.
В 2004 году в наш адрес поступила информация из посольства США в Москве о поступившем на сайт ФБР сообщении о готовящемся террористическом акте (взрыве) в метро одного из городов США. Уже в течение суток удалось установить и задержать лиц, причастных к совершению данного преступления. Ими оказались студенты одного из высших учебных заведений г. Барнаула Алтайского края, которые из хулиганских побуждений направили указанное сообщение по электронной почте.
Особую обеспокоенность вызывает расширение торговли наркотиками через Интернет. Наркоторговцы все чаще используют личные чаты в целях распространения наркотиков, а виртуальные аптеки свободно продают лекарства наркотического свойства. В условиях анонимности, обеспечиваемой Интернетом и почтовыми службами, интернет-аптеки предоставляют легкий доступ к контролируемым препаратам, незаконно продавая их клиентам во всем мире без рецепта врача.
В настоящее время представители наркобизнеса осуществляют активный обмен информацией и формулами синтеза наркотических средств посредством глобальной сети Интернет. В ряде случаев зафиксировано использование наркодельцами электронных форм денежных расчетов за прекурсоры и готовую продукцию, а также факты пересылки денег через систему международных денежных переводов.
В российском сегменте Интернета можно легко найти советы как уйти из жизни – 12 сайтов самоубийц. Такая информация носит асоциальный характер и хотя оснований для уголовного преследования нет, позитивного влияния на общество она точно не оказывают, а несформировавшейся психике подростков и психически не уравновешенных лиц наносит вред. Этот момент также требует правовой оценки и соответствующего регулирования.
Кроме того, появилась тенденция использования интернет-аудитории для оказания давления как на частных, так и должностных лиц путём распространения сведений, порочащих честь и достоинство, либо составляющих личную или семейную тайну гражданина. Иными словами в сети стали применяться технологии «чёрного пиара», заимствованного из СМИ, при этом злоумышленники уходят от ответственности ссылаясь на неприменимость законов, регламентирующих деятельность СМИ в сети Интернет, несмотря на то, что его аудитория зачастую больше чем у многих печатных изданий. Увы, они правы. Этот ещё один пробел. По нашему мнению надо в кратчайшие сроки законодательно урегулировать и эти правоотношения при безусловном сохранении отсутствия какой-либо цензуры со стороны государства.
С чем можно сравнить тексты на веб-борде (от английского «web-board» - доска объявлений в Интернете) или специализированном форуме интернет-медиа? С письмами читателей или с телефонными звонками в студию! Отвечают ли за их публикацию печатные, радио и телевизионные СМИ? Судя по судебной практике рассмотрения исков о защите чести и достоинства в отношении печатных СМИ, вывод однозначен: отвечают. В отношении виртуальных аналогов соответствующая судебная практика только начинает складываться.
В Интернете это явление возникло сравнительно недавно. Как правило, в «черных списках» приводятся конкретные сведения о компаниях или частных лицах, плохо проявивших себя при исполнении каких-либо обязательств. Сегодня в зоне «ru» таких электронных «досок позора» расположено несколько сотен, по самым различным отраслям (набор на работу, реклама, туризм, информационные технологии и т.д.)
Кстати, в Швеции есть специальный закон, регулирующий отношения по поводу такого рода «досок», включающий в себя институт ответственности их владельцев за содержание размещаемой там информации. Это – Акт об ответственности за электронные доски объявлений. В нем, в частности, закреплено положение об обязанности их владельцев удалять сообщения третьих лиц в том случае, если содержащая в них информация нарушает ряд норм уголовного и гражданского законодательства.
В настоящее время в России, как и во всём мире, весьма актуальна проблема так называемого спама – массовой рассылки незапрашиваемых электронных сообщений, в основном, рекламного характера. Массовая рассылка электронных сообщений приводит к потере производительности труда, затрачивается значительное время на уничтожение ненужных сообщений, рассылаемых иногда в миллионы адресов одновременно. При уничтожении ненужной информации могут быть утрачены важные сведения. Хотим мы этого или не хотим, любые перебои в функционировании электронной почты тяжким бременем ложатся на плечи интернет-пользователей и провайдеров.
Сегодня в мире ежедневно фиксируется около 15 миллиардов спамерских сообщений, или 2,5 на каждого жителя земли. По данным специалистов, за год количество словесного электронного мусора в мире выросло вдвое. Ситуация в российском сегменте Интернета практически не отличается от мировой. По данным экспертов в прошлом году спам составил 75-85 процентов всей входящей корреспонденции в публичных почтовых службах Рунета.
Получение спама ложиться на всех пользователей российского сегмента сети Интернет невидимым налогом. По разным оценкам, объёмы финансовых потерь российских операторов и пользователей Интернета в 2004 году составили от 200 до 300 миллионов долларов США.
Нашим подразделением, специализирующимся на борьбе с киберпреступностью, удалось создать прецедент по борьбе с этим видом преступлений. В прошлом году впервые был осуждён «спамер», который создал программу для ЭВМ sendsms.pl и осуществил массовую рассылку SMS – сообщений, порочащих деловую репутацию компании сотовой связи, на телефоны свыше 15 тысяч абонентов. Ещё раз хочу подчеркнуть, что правонарушитель был привлечён к уголовной ответственности за создание вредоносной программы. К сожалению, непосредственно за рассылку спама у нас не предусмотрено никакого преследования.
Законы, запрещающие подобные рекламные рассылки уже приняты в странах Европейского Союза и США. Россия сегодня остаётся одним из немногих мест, где этот бизнес процветает, создавая трудности не только россиянам, но и жителям других стран, которые также получают «спам» из России. Одним словом проблема назрела и её надо решать.
К сожалению, из года в год нам приходится констатировать тенденцию увеличения зарегистрированных преступлений в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации. Так по данным ГИАЦ МВД России количество зарегистрированных преступлений, совершенных с применением информационных технологий, в 2004 году составило - 13261, за 9 месяцев 2005 года их зарегистрировано 12917 (на 27% больше АППГ). Более 2/3 выявленных преступлений, так или иначе, связаны с неправомерным доступом в глобальные и локальные компьютерные сети и сети связи. При этом злоумышленники проявляют все больший интерес к получению доступа в корпоративные сети, уровень защищенности которых зачастую не соответствует современным требованиям.
Если говорить об оценке личности преступника, то по данным Управления «К» МВД России она выглядит следующим образом. 24% - это лица до 20 лет. Основная масса правонарушителей – 60% это лица от 20 до 35 лет. Свыше 35 лет - около 16%. По-прежнему, при совершении преступлений имеет место преступный умысел и корыстная мотивация. Следует отметить достаточно высокую техническую подготовку правонарушителей. Более 50% имеют высшее или неоконченное высшее образование. 25% безработные, 23% учащиеся.
По статистике более 2/3 преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, совершены внутри потерпевшей организации – сотрудниками, работающими в ней, либо бывшими сотрудниками.
С использованием своего служебного положения или с наличием правомерного доступа к коммуникационным линиям совершается примерно 50% всех преступлений.
Следует отметить, что в настоящее время в России отмечается устойчивая тенденция объединения преступников в группы, в том числе международные, для совершения крупномасштабных преступлений. Причем такие союзы носят ярко выраженные признаки организованных преступных групп. В целях сокрытия своей причастности к совершению преступлений злоумышленниками используются похищенные реквизиты доступа в сеть Интернет, однократные выходы в сеть с присвоением разных динамических IP-адресов и другие способы электронной конспирации. За последние пять лет количество преступлений в информационной сфере, совершенных группами лиц, выросло на 5% и составляет на сегодня почти 14%.
Ожидаемый рост финансовых потерь от преступных посягательств обусловлен не только и не столько увеличением количества электронных атак, сколько растущим масштабом использования сетевых информационных технологий в бизнесе. В условиях жесткой конкуренции компании вынуждены переводить большую часть своих бизнес-коммуникаций в «Интернет», что без должного отношения к вопросам защиты информации делает их более уязвимыми для преступников.
В этой связи показателен пример совместной работы Управления «К» с нашими коллегами из Великобритании, которые обратились с просьбой оказать содействие в установлении лиц, причастных к электронным нападениям на сайт одной из британских компаний с последующим вымогательством крупных денежных средств. Благодаря принятым мерам удалось установить личности российских граждан, причастных к данному преступлению, и задержать их.
Отдельно хочу сказать про распространение порнографии в Интернете. Эта преступная деятельность оказывает разлагающее действие на общество, травмирует психику подростков.
Особая наша боль – распространение в глобальной информационной сети порнографической продукции с участием детей. Ежегодно мы получаем порядка 600 запросов по линии НЦБ Интерпола и по линии национальных контактных пунктов. Большинство иностранных коллег информируют нас о том, что именно в российском виртуальном пространстве находятся основные ресурсы детского порно. Однако на практике картина иная. Мы провели объективный анализ ситуации и выявили, что это не так: 90% порнографических ресурсов поддерживается заграничными провайдерами. К своим исследованиям мы подключали английских и французских коллег, и они тоже вынуждены были признать, что основные потребители, а главное провайдеры, поддерживающие эти ресурсы, находятся вне российского виртуального пространства.
Но ни в коей мере не хотим сказать, что данная проблема не актуальна для России. Такие факты есть, и мы с ними активно и жестко боремся. По нашей инициативе в Уголовный кодекс внесена статья 242.1, которая предусматривает уголовную ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов с участием несовершеннолетних. Данные деяния отнесены к категории тяжких преступлений и наказываются лишением свободы до 8-ми лет. С января 2004 года эта статья вступила в силу, и мы уже накопили определённый опыт по её применению. Под особым контролем находится организация взаимодействия с региональными подразделениями, работа по налаживанию оперативных контактов в различных организациях (интернатах, детдомах и др.), где имеется вероятность возникновения сексуальной эксплуатации детей.
Безусловно, мы находим понимание со стороны различных министерств и ведомств. Специалисты, работающие в сфере информационных технологий, как в нашей стране, так и за рубежом осознали и почувствовали незримую угрозу, которая уже стоит на пороге нашего дома. Однако путь некоего лицензирования, квотирования и ограничения приведет к ненужным и вредным препятствиям для развития Интернета в России. Есть другая необходимость – создать практику цивилизованного правового решения вопросов между различными пользователями Сети.
Происходит сближение позиций России и зарубежных стран в области международной информационной безопасности. Однако ещё рано считать процесс результатом. Нам предстоит трудоёмкая работа по гармонизации законодательства на благо государства и общества, в интересах защиты законности и правопорядка в стране.
Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя