За прошедшее с момента появления второй части статьи про взаимоотношения Microsoft и Google, мы имели прекрасную возможность наблюдать за тем, как крупнейшие корпорации ведут себя в схватке – проводят пропаганду, подтягивают резервы, эшелонируют свою оборону, осторожно прощупывают возможные уязвимые места в обороне конкурентов. По той предельной осторожности и просчитанности последствий каждого шага, можно с уверенностью сказать, что мозговые центры обеих корпораций заняты моделированием возможных сценариев развития этой битвы.
За прошедшее с момента появления второй части статьи про взаимоотношения Microsoft и Google, мы имели прекрасную возможность наблюдать за тем, как крупнейшие корпорации ведут себя в схватке – проводят пропаганду, подтягивают резервы, эшелонируют свою оборону, осторожно прощупывают возможные уязвимые места в обороне конкурентов. По той предельной осторожности и просчитанности последствий каждого шага, можно с уверенностью сказать, что мозговые центры обеих корпораций заняты моделированием возможных сценариев развития этой битвы. В этой статье я попытался систематизировать отдельные, на первый взгляд, не связанные между собой события, прошедшие за эти шесть недель.
Во-первых, прозвучали речи от самого высокого руководства Microsoft. Стив Балмер официально признал, что Google – главный конкурент его компании в ближайшей и среднесрочной перспективе, и что война с этим врагом неизбежна. Вместе с тем, он заявил, что пусть Google активна и хорошо растет, но компания Microsoft сейчас в отличной форме, готова к битве и имеет очень высокие шансы на победу, а через год после выхода Windows Vista позиции Microsoft будут вообще сильны как никогда. Microsoft также смогла за последнее время успешно урегулировать большинство судебных споров (даже договориться с Google по некоторым вопросам, в том числе насчет высокопоставленного «перебежчика» Кай-Фу Ли и правил конкурентной войны между этими гигантами).
Во-вторых, корпорация Google обратила самое пристальное внимание на крохотную стартап-компанию Flock, заключив с этой неизвестной пока остальному миру компанией договор о сотрудничестве. Этот непримечательный вроде факт, возможно, окажется в будущем одним из самых успешных в коммерческом плане договоров. Руководит компанией Flock Барт Декрем (Bart Decrem) – ведущий разработчик Mozilla Firefox и основной творец успеха этого браузера. Он покинул предыдущее место работы, не пожелав включать в Mozilla Firefox свои новейшие самые интересные разработки (и отдавать, таким образом, прибыль начальству). Барт решил основать собственную компанию и выпускать собственный браузер под названием Flock. Вместе с Бартом Декремом в новую компанию ушли практически все программисты, создавшие Mozila Firefox. Новый продукт уже готов, Flock умеет всё, что умеет Mozilla Firefox (естественно), плюс очень многое дополнительно. Представители Google, ознакомившиеся с новым браузером, называют его не иначе как «будущим убийцей MS Internet Explorer» и самым продвинутым браузером. Корпорация Google рассматривает Flock как очень ценный инструмент в войне против Microsoft и готова поддерживать маленькую компанию финансово, в обмен на встроенную в браузер рекламу Google. По оценкам Google, новый бесплатный браузер очень скоро вытеснит с рынка своего прародителя и будет уверенно отбирать рынок у IE. Заметно, что стратеги Google приняли решение не пытаться атаковать Microsoft «в лоб» и не делать (по крайней мере, пока) никаких шагов против ОС Windows, зато активно наносят удары по флангам конкурента – по MS IE, MSN, MS Office.
Также Google продолжает расти – после очередного финансового отчета Google (показавшего шестикратный рост прибыли за год) акции Google вновь активно росли и преодолели отметку в 400 долларов за акцию. Таким образом, капитализация Google выросла до 113 миллиардов долларов (увеличившись еще на 40% за неполные три месяца борьбы с Microsoft). Сейчас Google – вторая по величине компания Силиконовой долины и уступает только Intel, а рынок настраивается на перспективу 500 долларов за акцию Google. Также появились в средствах массовой информации высказывания руководителей Google на тему – Microsoft конечно сильна, но оказалась не столь страшна, как ожидали пессимисты. За 15 месяцев корпорация Google выросла почти в пять раз, и при сохранении нынешних темпов роста Google уже через полгода сможет стать крупнее, чем Microsoft.
Microsoft ответила объявлением о скором открытии (с января 2006 года) сайта Windows Live, который позволит миллионам небогатых компаний скачать и пользоваться бесплатно (или практически бесплатно) аналогами входящих в MS Office программ, а также бесплатными on-line версиями Windows. Таким образом, Microsoft очень оперативно ответила на союз Google и Sun, собиравшийся организовать подобный проект и выступила на непривычном для себя рынке on-line услуг (который считался вотчиной Google). Финансироваться новый проект Microsoft будет за счет рекламы в Интернет. Билл Гейтс сказал, что Windows Live не заменит полноценной ОС или другие популярные приложения, но окажется полезной для 28 миллионов небогатых организаций по всему миру, вынужденных сейчас использовать Linux или бесплатные ОС и которые нередко имеют трудности с совместимостью с продуктами Windows. В компании Microsoft рассчитывают, что Windows Live позволит им занять этот пустующий рынок намного раньше конкурентов, что нанесет непоправимый удар по союзу Google и Sun. Ну и, заодно, даст дополнительные выгоды Windows в конкуренции с Linux и аргументы в оставшихся антимонопольных судебных исках к компании. Сейчас эксперты Microsoft просчитывают технические и финансовые детали нового проекта, чтобы не допустить конкуренции с коробочными версиями собственных программ.
Можно пока обобщить, что обе корпорации ведут «окопную войну» - усиливают оборону на уязвимых участках, осторожно изучают оборону противника, подтягивают резервы и ждут удачного момента для решительного наступления. Вот только кто пойдет в атаку первым?
Разбираем кейсы, делимся опытом, учимся на чужих ошибках