Security Lab

Празднование Нового года, как мерило развития ИБ-компании

Празднование Нового года, как мерило развития ИБ-компании

Грядет Новый Год - праздник любимый и ожидаемый всеми. Но оказывается по празднованию Нового Года можно сделать выводы о том, как развивается бизнес в компании, занимающейся информационной безопасностью. Прочтите и, возможно, вы увидите знакомые ситуации, персонажи и размышления...

Год 1-ый

Компания образовалась вокруг программы, написанной талантливым программистом. В условиях почти девственно чистого рынка продукт сразу находит своего потребителя. Разумеется, возникает желание заработать на этом на хлеб с маслом и несколько инициативных товарищей, не взирая на полное отсутствие бизнес-знаний, создают компанию.

Офиса своего еще нет, работа ведется из дома. Там же и празднуется Новый год. После поднятия бокалов и тоста за светлое будущее, гендиректор садится за компьютер и под бой курантов занимается кодингом.

Год 2-ой

Бизнес пошел, появись первые серьезные заказчики, набирается народ из своих же друзей и знакомых. Под офис отводится две комнатки в переоборудованном цеху одного из столичных «ящиков». Новый год празднуется тут же. Составленные в стык все 6 столов, накрыты домашними явствами – огурчики, салями, мандарины, редиска, укроп и водка. Женщин в компании пока нет – нечего тратиться на всякое мартини и вино.

Обстановка камерная и даже семейная. Еще час назад за этим же столом гендиректор паковал системы защиты для крупного заказа, который надо было поставить до Нового года. А вот сейчас он с тобой по правую руку, рассказывает похабный анекдот и чокается за светлое будущее.

Празднование заканчивается и все 30 человек, включая программеров, вновь берутся за паковку заказа на 750 автономных систем защиты. Никакого разделения труда, но народ не ропщет – все рады и работают сообща, рука об руку.

Год 4-ый

Бизнес разрастается. Количество людей перевалило за полсотни, но чужих нет, все свои – люди проверенные. Вместе с бизнесом разросся и офис. Вместо пары комнаток общей площадью 100 квадратов, компания занимает почти полтыщи квадратных метров на двух этажах. Свои помещения у программистов, у продавцов и поддержки. Но денег на нормальный евроремонт нет, поэтому офис построен по классическому принципу «open space» - бывшие цеха разделены небольшими пластиковыми перегородками. Все всё знают - кто и сколько купил, кто заболел, кто от кого ушел и сколько и кому дали, чтобы они нашу продукцию взяли. Даже гендиректор сидит со всеми; правда за перегородочкой.

Новый год проходит в самой лучшей комнате – у продавцов – лица компании. Именно сюда приходят клиенты, именно здесь они расстаются со своими кровными и именно тут недавно сделали евроремонт – пусть все видят, что мы контора солидная. Перегородки сдвинуты, столы буквой «Г», на столах обильная закусь. Горячего нет, но и без него, есть куда положить глаз. Руководство из своего стабилизационного фонда выделило энную сумму денег на трапезу и напитки.

Все чинно сидят – дамы прекрасны, продавцы в костюмах, программеры в свитерах и джинсах. Ждут… Встает гендиректор и произносит тост за светлое будущее. И понеслась… Тосты, разговоры, анекдоты, сплетни, слухи, прогнозы… Полная ключевая матрица – каждый общается с каждым, не взирая на расстояние в десяток метров между говорящими.

Спиртное льется рекой. Как обычно не хватает… но ничего, палатка под боком. Сбегали, догнались… хорошо. Начались танцы… от пристойных подрыгиваний под Антонова и «дискотеку 80-х» до ламбады. Назавтра надо вновь приходить на работу и закрывать последние договора. Ну и ладно; главное, что повеселились хорошо.

Год 6-ой

Количество людей перевалило за 100. Количество комнат растет, но ни одна из них уже не справляется с таким количеством людей. Поэтому все плавно переносится в длинный, под 100 метров, коридор. Стульев уже нет, но это и неважно – так проще циркулировать между столом с пивом и столом с фисташками. Вот ведь кто-то догадался разнести это по разным столам.

Коридор заполонен народом до отказа, но уже начинает прослеживаться группирование по интересам. Программеры, коих стало чуть-ли не пятьдесят, тусят в своем конце коридора. Аналитики, «белая кость», стоят особняком. И только продавцы с маркетингом, празднуют, не взирая на звания.

Гендиректор со всеми. Переходит от группки к группке, подолгу останавливаясь у каждой и разговаривая с теми, с кем начинал бизнес. Вынесенные в коридор колонки опять грянули Антонова. Начался шабаш. Кто-то танцевал, кто-то уходил курить на лестницу, парочки уединялись в неосвещенных офисах… Все в восторге. Хоть и 100 человек, но все равно празднование удалось на славу, по семейному. И даже гендиректор в конце взял в руки гитару и пел бардовские песни о светлом будущем.

Но как же мы поместимся в этот коридор в следующем году?..

Год 7-ой

Мы лидеры! Так нам сказал гендиректор. А лидерам не пристало праздновать в своем офисе, как беднякам. Поэтому снято кафе в соседней третьеразрядной гостинице с лирическим названием толи «Арктика», толи «Полярная». Сквозняк из окон – это находка гостиничного маркетинга. А то, как еще подчеркнуть свое название?

Разделявшие офис и гостиницу 500 метров преодолены маршброском и все дружно поднимаются на 4-ый этаж гостиницы, в которой почему-то не работает лифт. Двери кафе приветливо открыты и украшены гирляндами и новогодним дождиком. Ура! Отметим. Но что это? На лице первого вошедшего в кафе человека проявляется недоумение. У второго, у третьего… Доходит очередь и до меня. Мда… Помещение поменьше нашего туалета будет. Зато по-взрослому, как у людей. Как-то разместились. Теперь выражение «как селедки в бочке» из разряда эвфемизмов превращается в реальность. Но в тесноте, да не в обиде.

Гендиректор зашел, посмотрел на это все, развернулся и… покинул празднование Нового года. Так появился провал между гендиректором и сотрудниками. Но не расстраиваться же совсем. Да вот и столы накрыты. Официантки старой закалки в белоснежных передниках снуют между тостующими, незаметно меняя пустые емкости на полные. 150 человек в компании, но еще почти всех знаешь в лицо. Все-таки хорошая у нас компания и я верю в ее светлое будущее!

Год 8-ой

Рубеж в 200 сотрудников взят, но в налоговой по-прежнему проходим как малое предприятие. Пора уже быть «как все». Новый год празднуется за три недели до его календарного начала в 4-хзвездочной гостинице в центре Москвы. Праздничное убранство, приглашенный тамада «сотоварищи»… Настроение подпортила подготовка к Новому году. Во-первых, празднование стало обязательным для всех. Отмазки не принимаются. Не хочешь, будь добр в этот день выйти на работу и вкалывать в одиночестве. Второй негатив – принудительное группирование. За меня меня женили. А все она, новая кадровичка. Это она так модный на Западе team building понимает и пытается его привить в нашей, насквозь совковой компании.

Семья осталась дома – с родными запрещено. Постоянно в голову приходят мысли «а как бы поскорее и незаметнее свалить?».Столы, как островки, между которыми курсирует гендиректор, по барски похлопывая приближенных по плечу. Только он и является связующим звеном между островами. Все как в работе. Каждый отдел – своя крепость. Посторонних не пускаем и своих не отдаем. Дни рождения, праздники – все внутри отдела. Дошло до того, что не знаешь, над чем работают программисты. А уж про планы развития компании и говорить нечего. Одна надежда на гендиректора – надеюсь озвучит. Мда… озвучил. Общие слова и опять про светлое будущее. Что-то стало оно меня доставать…

Как только с официозом закончено, а приглашенные придурки с красными клоунскими носами и по-дурацки неуместными шутками покидают зал, начинается опустошение емкостей со спиртным. Как обычно не хватает и народ достает заначку, припрятанную несмотря на уверения главной кадровички, что хватит всем. Но люди-то все опытные… Но скоро заканчиваются и запасы. Народ медленно тянется к выходу, думая, как бы завтра на работу не ходить. Особо стойкие плавно перетекают в кабак через улицу и продолжают празднование, которое заканчивается под утро.

Год 10-ый

Незаметно подкрался Новый год, а радости что-то нет. Одно тупое нежелание утром идти на работу, которое не покидает уже не первый месяц. Может ремонт в квартиры выжал все соки, а может работа перестала приносить удовольствие? А как все замечательно начиналось. Свой коллектив, каждого знаешь, с гендиректором пиво можно было выпить или сходить в сауну и обсудить автомобильную тему. А где сейчас этот небожитель? Дом с колоннами строит. Вижу его раз в квартал, да еще иногда заходит покрыть матом очередного уволившегося. А таких в последнее время что-то много стало. Лидеры-то мы лидеры, но люди бегут. Сначала позарятся на ИМЯ, а через какое-то время сваливают, не получив обещанного. Мне-то еще ничего – могу по старой дружбе с гендиректором пообщаться, а вот другие…

Кадровичка опять сменилась. Только после института, а уже пытается со своим уставом перекроить все. Неужели гендиректор не видит? Хотя откуда. Он и общается-то только с приближенными, которых все устраивает. А как живет простой программер или сейл он и не знает. И ведь не интересуется. А раньше, бывало, зайдет спросит: «как дома?», «что плохого, что хорошего?»

С бизнесом тоже что-то не то. Были лидером и показывали неплохой рост. А сейчас все иначе. И рост замедлился. Сначала 50% в год, потом 30%, потом 16%, в прошлом итого 9%. Что будет в этом? А все потому что не знаем куда развиваться. Светлое будущее – это конечно хорошо, но хочется конкретики, а вот ее нет. Мечемся как слепой кутенок… То одно направление откроем, то другое. Один продукт выпустим, второй, третий… Через полгода, не получив отдачи, закрываем направления. Бессистемно все как-то. И это пугает. Может сказать гендиректору по-дружески? Да ну его. Говорят, перестал он в последнее время слушать советы; считает себя умнее всех. Ну, Бог ему судья.

А что же с Новым годом? Он подстать настроению. Снега нет, а нас всех «дружной», но организованной толпой везут праздновать в горнолыжный клуб. В такую-то погоду. За окном конец декабря, а дождь идет. На улице плюс. Какие лыжи?.. Если, правда, только водные. Откосить что-ли в этот раз? Может посижу на работе и потрачу время более продуктивно. Недаром ведь в последнее время стала закрадываться мыслишка: «А не пора ли искать новую работу?» Вот и поищем предложения…

С Новым годом! Блин…

Антивирус для мозга!

Лечим цифровую неграмотность без побочных эффектов

Активируйте защиту — подпишитесь