Результативная кибербезопасность как драйвер продвижения услуг по информационной безопасности

Результативная кибербезопасность как драйвер продвижения услуг по информационной безопасности

За последний год мы четко видим рост интереса к теме противодействия кибератакам. Все чаще в разговорах с компаниями-партнерами УЦСБ не из сферы информационной безопасности, возникает вопрос: как просто, доступно и наглядно объяснить менеджерам по работе с ключевыми заказчиками, что такое кибербезопасность, кому и как предлагать услуги по защите информационных систем предприятия?

image

erid:Kra23fnZ4

При обсуждении темы сначала мы шли по стандартному пути: сформулировать перечень услуг, описать профиль клиента, маркеры, уточняющие вопросы и прочее. Но в какой-то момент мы решили упростить подход.

Итак, как «продается» информационная безопасность (ИБ) – простая мотивация:

1) «Страх» - чтобы нас не взломали, не повторилось то, что было у «соседа» по отрасли, о чем пишут в СМИ.

Эта мотивация работает весьма ограниченно. В первую очередь такой подход действует в тех компаниях, в которых уже сталкивались с проблемами/инцидентами. Основной минус: закрываются те бреши, которые «подсвечены» сложившимися обстоятельствами, при этом безопасность не рассматривается системно.

На наш взгляд, продвигать ИБ только через страх, является дурным тоном - так часто делали раньше, 10-15 лет назад.

2) «Регуляторика» (она же — «формальная безопасность»)

Мы понимаем под этим термином ситуацию, когда основным драйвером реализации решений по информационной безопасности являются внешние требования, такие как требования государственных регуляторов - ФСТЭК России или ЦБ России, отраслевые требования, корпоративные стандарты для холдинговых структур и так далее.

Необходимо сразу исключить вырожденный случай – «бумажную безопасность»: когда заказчикам нужны только документы для прохождения проверок. Вкладываться в технические решения и обеспечивать реальную защиту ИТ-инфраструктуры своей компании они не планируют. Естественно, такой подход является тупиковым и ни к чему хорошему привести не может.

Регуляторика была, есть и еще очень долго будет основным и естественным драйвером реализации компаниями мер по защите информации. Но достаточно ли нам ее? У регуляторного подхода есть три принципиальных изъяна:

  • Достаточность и качество реализации. Требования разрабатываются сразу для большого класса систем. Это означает одно – в исходном виде для конкретной системы они будут мало применимы: где-то избыточны, где-то недостаточны, а где-то просто не будут покрывать какую-то уникальную особенность конкретной системы.
  • Значит качество системы обеспечения ИБ будет зависеть от того, насколько хорошо был пройден весь процесс определения состава защитных мер: классификация/категорирования объекта защиты, выбор базового набора мер, его уточнение, адаптация и разработка контрмер. Так, ошибка на любом из этапов и готовая система защиты уже не закрывает все актуальные угрозы.

  • Избыточность (неоптимальность) во многих конкретных случаях. Можно возразить, что современные требования (например, ФСТЭК России) предлагают определенную гибкость – возможность создать модель угроз под себя. В теории это так, но на практике не у всех компаний есть такая возможность. Особенно, если это дочерние, либо региональные предприятия.
  • Отставание по времени. Чтобы разработать и согласовать требования, как правило, требуется не меньше года, поэтому происходит отставание от реальных атак. Конечно, это компенсируется тем, что используются продукты, в которые производители закладывают противодействие актуальным угрозам. Но что делать, если в требования пока не включен/не рассмотрен целый класс продуктов?

И вот тут мы подходим к третьему способу продвижения ИБ.

3) «Результативная кибербезопасность» (она же – ИБ2.0.)

Несколько лет назад Positive Technologies обобщила ряд существующих практик и предложила рынку ИБ комплексный подход, который за прошедшее время кристаллизовался и стал более зрелым.

Концепция построения системы защиты информации, ориентированной на конечный результат: защиту ключевых цифровых активов компании/организации от негативных кибервоздействий.

Ключевые составляющие:

  • Недопустимые события. Во взаимодействии с владельцами бизнес-процессов выявляются недопустимые события, а далее уже технический блок прорабатывает способы их реализации.
  • Что дает: постановка приоритетов позволяет четко сосредоточить последующие затраты на безопасность по ключевым направлениям, показать бизнесу практический результат от вложений в ИБ.

  • Центр противодействия киберугрозам (ЦПК). Построение SOC и оснащение его средствами противодействия, причем таким образом, чтобы любой известный (определенный на первом этапе) вектор (цепочка) атаки мог быть выявлен и терминирован на одном из этапов. Исходим из того, что потенциально любой отдельный элемент системы может быть взломан, скомпрометирован, преодолен злоумышленником, но ЦПК это увидит и предотвратит на одном из этапов атаки – и конечная цель атаки не будет достигнута. Как важная составная часть построения ЦПК, рассматривается и возможная перестройка ИТ-инфраструктуры для сокращения поверхности атак.
  • Что дает: обеспечение практической защищенности ключевых активов.

  • Киберучения и постоянный анализ защищенности. Реальную готовность ЦПК предотвратить целенаправленную атаку можно проверить только в обстановке, «приближенной к боевой». И чем сильнее Red Team, тем достовернее будет результат.
  • Не бывает системы защиты, построенной раз и навсегда: появляются новые технические приемы, находятся новые уязвимости, поэтому надо регулярно тестировать себя.

    Что дает: уверенность, что наша киберзащита актуальна и действенна против самых новых атак.

У УЦСБ накоплена обширная практика глубокого анализа функционирования информационных систем, моделирования возможных негативных воздействий, разработки практических методик оценки риска. Наличие в штате высокопрофессиональной команды пентестеров позволяет практически проверить выполненные изыскания. А опыт создания центров мониторинга и реагирования воплотился в проект создания SOC на базе одного из ведущих российских телеком-операторов. Поэтому для УЦСБ результативная кибербезопасность является естественным развитием накопленных знаний, и мы активно поддерживаем данное направление.

Как и любая концепция, «результативная кибербезопасность» содержит в себе элементы маркетинга, а также элементы «идеального будущего», что, собственно, нас подводит к вопросу – хороший ли это драйвер для продвижения ИБ и есть ли от данного подхода практическая польза?

Наш ответ, как можно легко догадаться – однозначно, да. Причем польза многоплановая:

  1. Упрощает взаимодействие ИБ с бизнесом, позволяя донести на понятном языке, что же мы делаем. Ведь чтобы возникли инвестиции в ИБ, именно бизнес должен дать добро.
  2. Повышает как защищенность ключевых активов, так и общую защищенность организации. ЦПК (и SOC в целом), одна из самых актуальных сейчас форм организации противодействия киберугрозам. Именно за счет объединения отдельных специалистов в единую команду, направленную на конечный результат – выявление и предотвращение атак. А киберучения дают системе необходимую обратную связь.
  3. Оснащает ИБ/ИТ подразделения современными средствами: SIEM, VM, IRP/SOAR, TIP, NAD, и так далее.

В заключении хочется отметить, что к концепции «Результативная кибербезопасность» можно подойти как к инструменту: если вы научитесь им пользоваться, то практические результаты не заставят себя долго ждать.

Автор Виктор Вячеславов, руководитель Центра кибербезопасности УЦСБ.

Реклама. Рекламодатель ООО «УЦСБ», ОГРН 1076672021194

Квантовый кот Шрёдингера ищет хозяина!

Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале

Откройте коробку любопытства — подпишитесь