За последний год мы четко видим рост интереса к теме противодействия кибератакам. Все чаще в разговорах с компаниями-партнерами УЦСБ не из сферы информационной безопасности, возникает вопрос: как просто, доступно и наглядно объяснить менеджерам по работе с ключевыми заказчиками, что такое кибербезопасность, кому и как предлагать услуги по защите информационных систем предприятия?
erid:Kra23fnZ4
При обсуждении темы сначала мы шли по стандартному пути: сформулировать перечень услуг, описать профиль клиента, маркеры, уточняющие вопросы и прочее. Но в какой-то момент мы решили упростить подход.
Итак, как «продается» информационная безопасность (ИБ) – простая мотивация:
1) «Страх» - чтобы нас не взломали, не повторилось то, что было у «соседа» по отрасли, о чем пишут в СМИ.
Эта мотивация работает весьма ограниченно. В первую очередь такой подход действует в тех компаниях, в которых уже сталкивались с проблемами/инцидентами. Основной минус: закрываются те бреши, которые «подсвечены» сложившимися обстоятельствами, при этом безопасность не рассматривается системно.
На наш взгляд, продвигать ИБ только через страх, является дурным тоном - так часто делали раньше, 10-15 лет назад.
2) «Регуляторика» (она же — «формальная безопасность»)
Мы понимаем под этим термином ситуацию, когда основным драйвером реализации решений по информационной безопасности являются внешние требования, такие как требования государственных регуляторов - ФСТЭК России или ЦБ России, отраслевые требования, корпоративные стандарты для холдинговых структур и так далее.
Необходимо сразу исключить вырожденный случай – «бумажную безопасность»: когда заказчикам нужны только документы для прохождения проверок. Вкладываться в технические решения и обеспечивать реальную защиту ИТ-инфраструктуры своей компании они не планируют. Естественно, такой подход является тупиковым и ни к чему хорошему привести не может.
Регуляторика была, есть и еще очень долго будет основным и естественным драйвером реализации компаниями мер по защите информации. Но достаточно ли нам ее? У регуляторного подхода есть три принципиальных изъяна:
Значит качество системы обеспечения ИБ будет зависеть от того, насколько хорошо был пройден весь процесс определения состава защитных мер: классификация/категорирования объекта защиты, выбор базового набора мер, его уточнение, адаптация и разработка контрмер. Так, ошибка на любом из этапов и готовая система защиты уже не закрывает все актуальные угрозы.
И вот тут мы подходим к третьему способу продвижения ИБ.
3) «Результативная кибербезопасность» (она же – ИБ2.0.)
Несколько лет назад Positive Technologies обобщила ряд существующих практик и предложила рынку ИБ комплексный подход, который за прошедшее время кристаллизовался и стал более зрелым.
Концепция построения системы защиты информации, ориентированной на конечный результат: защиту ключевых цифровых активов компании/организации от негативных кибервоздействий.
Ключевые составляющие:
Что дает: постановка приоритетов позволяет четко сосредоточить последующие затраты на безопасность по ключевым направлениям, показать бизнесу практический результат от вложений в ИБ.
Что дает: обеспечение практической защищенности ключевых активов.
Не бывает системы защиты, построенной раз и навсегда: появляются новые технические приемы, находятся новые уязвимости, поэтому надо регулярно тестировать себя.
Что дает: уверенность, что наша киберзащита актуальна и действенна против самых новых атак.
У УЦСБ накоплена обширная практика глубокого анализа функционирования информационных систем, моделирования возможных негативных воздействий, разработки практических методик оценки риска. Наличие в штате высокопрофессиональной команды пентестеров позволяет практически проверить выполненные изыскания. А опыт создания центров мониторинга и реагирования воплотился в проект создания SOC на базе одного из ведущих российских телеком-операторов. Поэтому для УЦСБ результативная кибербезопасность является естественным развитием накопленных знаний, и мы активно поддерживаем данное направление.
Как и любая концепция, «результативная кибербезопасность» содержит в себе элементы маркетинга, а также элементы «идеального будущего», что, собственно, нас подводит к вопросу – хороший ли это драйвер для продвижения ИБ и есть ли от данного подхода практическая польза?
Наш ответ, как можно легко догадаться – однозначно, да. Причем польза многоплановая:
В заключении хочется отметить, что к концепции «Результативная кибербезопасность» можно подойти как к инструменту: если вы научитесь им пользоваться, то практические результаты не заставят себя долго ждать.
Автор Виктор Вячеславов, руководитель Центра кибербезопасности УЦСБ.
Реклама. Рекламодатель ООО «УЦСБ», ОГРН 1076672021194
Лечим цифровую неграмотность без побочных эффектов