За последний год мы четко видим рост интереса к теме противодействия кибератакам. Все чаще в разговорах с компаниями-партнерами УЦСБ не из сферы информационной безопасности, возникает вопрос: как просто, доступно и наглядно объяснить менеджерам по работе с ключевыми заказчиками, что такое кибербезопасность, кому и как предлагать услуги по защите информационных систем предприятия?
erid:Kra23fnZ4
При обсуждении темы сначала мы шли по стандартному пути: сформулировать перечень услуг, описать профиль клиента, маркеры, уточняющие вопросы и прочее. Но в какой-то момент мы решили упростить подход.
Итак, как «продается» информационная безопасность (ИБ) – простая мотивация:
1) «Страх» - чтобы нас не взломали, не повторилось то, что было у «соседа» по отрасли, о чем пишут в СМИ.
Эта мотивация работает весьма ограниченно. В первую очередь такой подход действует в тех компаниях, в которых уже сталкивались с проблемами/инцидентами. Основной минус: закрываются те бреши, которые «подсвечены» сложившимися обстоятельствами, при этом безопасность не рассматривается системно.
На наш взгляд, продвигать ИБ только через страх, является дурным тоном - так часто делали раньше, 10-15 лет назад.
2) «Регуляторика» (она же — «формальная безопасность»)
Мы понимаем под этим термином ситуацию, когда основным драйвером реализации решений по информационной безопасности являются внешние требования, такие как требования государственных регуляторов - ФСТЭК России или ЦБ России, отраслевые требования, корпоративные стандарты для холдинговых структур и так далее.
Необходимо сразу исключить вырожденный случай – «бумажную безопасность»: когда заказчикам нужны только документы для прохождения проверок. Вкладываться в технические решения и обеспечивать реальную защиту ИТ-инфраструктуры своей компании они не планируют. Естественно, такой подход является тупиковым и ни к чему хорошему привести не может.
Регуляторика была, есть и еще очень долго будет основным и естественным драйвером реализации компаниями мер по защите информации. Но достаточно ли нам ее? У регуляторного подхода есть три принципиальных изъяна:
Значит качество системы обеспечения ИБ будет зависеть от того, насколько хорошо был пройден весь процесс определения состава защитных мер: классификация/категорирования объекта защиты, выбор базового набора мер, его уточнение, адаптация и разработка контрмер. Так, ошибка на любом из этапов и готовая система защиты уже не закрывает все актуальные угрозы.
И вот тут мы подходим к третьему способу продвижения ИБ.
3) «Результативная кибербезопасность» (она же – ИБ2.0.)
Несколько лет назад Positive Technologies обобщила ряд существующих практик и предложила рынку ИБ комплексный подход, который за прошедшее время кристаллизовался и стал более зрелым.
Концепция построения системы защиты информации, ориентированной на конечный результат: защиту ключевых цифровых активов компании/организации от негативных кибервоздействий.
Ключевые составляющие:
Что дает: постановка приоритетов позволяет четко сосредоточить последующие затраты на безопасность по ключевым направлениям, показать бизнесу практический результат от вложений в ИБ.
Что дает: обеспечение практической защищенности ключевых активов.
Не бывает системы защиты, построенной раз и навсегда: появляются новые технические приемы, находятся новые уязвимости, поэтому надо регулярно тестировать себя.
Что дает: уверенность, что наша киберзащита актуальна и действенна против самых новых атак.
У УЦСБ накоплена обширная практика глубокого анализа функционирования информационных систем, моделирования возможных негативных воздействий, разработки практических методик оценки риска. Наличие в штате высокопрофессиональной команды пентестеров позволяет практически проверить выполненные изыскания. А опыт создания центров мониторинга и реагирования воплотился в проект создания SOC на базе одного из ведущих российских телеком-операторов. Поэтому для УЦСБ результативная кибербезопасность является естественным развитием накопленных знаний, и мы активно поддерживаем данное направление.
Как и любая концепция, «результативная кибербезопасность» содержит в себе элементы маркетинга, а также элементы «идеального будущего», что, собственно, нас подводит к вопросу – хороший ли это драйвер для продвижения ИБ и есть ли от данного подхода практическая польза?
Наш ответ, как можно легко догадаться – однозначно, да. Причем польза многоплановая:
В заключении хочется отметить, что к концепции «Результативная кибербезопасность» можно подойти как к инструменту: если вы научитесь им пользоваться, то практические результаты не заставят себя долго ждать.
Автор Виктор Вячеславов, руководитель Центра кибербезопасности УЦСБ.
Реклама. Рекламодатель ООО «УЦСБ», ОГРН 1076672021194
Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале