Ботнет — это компьютерная сеть, состоящая из большого количества компьютеров, на которых скрытно установлено вредоносное ПО, позволяющее злоумышленникам удаленно выполнять любые действия с использованием вычислительных ресурсов зараженных машин. Слово ботнет образовано от слов robot (робот) и network (сеть). Ботнеты могут использоваться для различных целей, таких как рассылка спама, атаки на отказ в обслуживании (DoS и DDoS), кража данных, шифрование файлов и вымогательство и т.д.
Первые боты создавались для того, чтобы помочь в управлении IRC-каналами. Администрирование каналов в сети IRC может занимать много времени, поэтому администраторы создавали специальных ботов, которые помогали управлять работой популярных каналов. Одним из первых таких ботов был Eggdrop, написанный в 1993 году.
Со временем IRC-боты стали использоваться для вредоносных целей. Их главной задачей стала атака IRC-серверов и других пользователей в IRC-сетях. Это позволило совершать DoS-атаки. Использование ботов помогало скрыть атакующего, так как пакеты отправлялись от бота, а не с компьютера злоумышленника. Также появилась возможность группировать несколько зараженных компьютеров для организации DDoS-атак. Для атаки крупных целей требовались большие сети ботов. Поэтому злоумышленники начали использовать троянские программы и другие скрытые методы, чтобы увеличить число зараженных компьютеров в сети.
Современные боты представляют собой различные гибриды угроз, интегрированных в систему управления и контроля. Они могут распространяться как черви, скрываться от операционной системы как большинство вирусов, а также включают в себя различные методы атак. Другая серьезная проблема заключается в том, что в создании современных ботов принимают участие сразу несколько человек. Таким образом, появляется несколько различных вариантов одного и того же бота, что затрудняет их распознавание антивирусными программами.
Ботнеты могут иметь разную архитектуру в зависимости от способа организации связи между ботами и управляющим центром. Существуют две основные модели: клиент-серверная и децентрализованная.
Первые ботнеты использовали модель клиент-сервер для выполнения своих задач. В этой модели боты подключаются к одному или нескольким серверам, которые выступают в роли управляющего центра. Серверы могут использовать различные протоколы для обмена данными с ботами, такие как IRC, HTTP, FTP и т.д. Злоумышленник может отправлять команды с сервера на боты, а также получать от них информацию о зараженных компьютерах.
Преимуществом этой модели является простота управления и мониторинга ботнета. Недостатком является то, что серверы являются уязвимыми точками в сети, которые могут быть обнаружены и отключены специалистами по безопасности или правоохранительными органами. Также злоумышленник рискует быть идентифицированным по IP-адресу сервера.
Для повышения устойчивости ботнетов к обнаружению и разрушению злоумышленники стали использовать децентрализованную модель, в которой нет центрального сервера. В этой модели боты обмениваются данными друг с другом по принципу peer-to-peer (P2P). Каждый бот может выступать в роли клиента или сервера в зависимости от ситуации. Злоумышленник может внедрять команды в сеть через любой бот, а они будут распространяться по всем остальным ботам.
Преимуществом этой модели является то, что ботнет становится более устойчивым к атакам и блокировкам, так как нет единой точки отказа. Недостатком является то, что управление и мониторинг ботнета становится сложнее, так как требуется больше ресурсов для передачи данных между ботами.
Для того чтобы создать и использовать ботнет, злоумышленнику необходимо выполнить три основных шага: получить управление над компьютерами, обеспечить самозащиту и автозапуск ботов, а также организовать механизм управления ботнетом.
Для того чтобы заразить компьютер вредоносным ПО и превратить его в бота, злоумышленник может использовать различные методы. Например:
Для того чтобы ботнет продолжал функционировать, необходимо обеспечить защиту ботов от удаления и обнаружения. Для этого злоумышленники используют различные техники, такие как:
Для того чтобы управлять ботнетом и выполнять различные задачи с его помощью, злоумышленнику необходимо иметь специальное программное обеспечение для управления и контроля (C&C). Это ПО может быть установлено на одном или нескольких серверах, или на других ботах в зависимости от архитектуры ботнета. С помощью C&C злоумышленник может отправлять команды на боты, получать от них информацию о зараженных компьютерах, обновлять или удалять ботов и т.д. Команды могут быть отправлены по различным протоколам, таким как IRC, HTTP, FTP, SMTP и т.д. Также могут использоваться шифрование и стеганография для сокрытия команд от посторонних глаз.
Борьба с ботнетами является сложной и многогранной задачей, которая требует совместных усилий специалистов по безопасности, правоохранительных органов, интернет-провайдеров и пользователей. Для борьбы с ботнетами можно использовать следующие методы:
Ботнетов достаточно много, как небольших, так и масштабных, с миллионами элементов в своей сети. В качестве примера можно привести те из них, что были наиболее активными в 2018 году (и продолжают быть активными в 2019 году):
Ботнеты являются одной из самых серьезных угроз в современном киберпространстве. Они могут наносить огромный вред как отдельным пользователям, так и целым организациям и государствам. Для борьбы с ботнетами необходимо использовать комплексные меры по обнаружению, предотвращению и разрушению ботнет-сетей, а также повышать уровень киберграмотности и кибербезопасности среди пользователей. Также необходимо сотрудничать с другими специалистами по безопасности, интернет-провайдерами и правоохранительными органами для обмена информацией и координации действий. Только так можно защитить себя и свои данные от атак ботнетов.
Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя