Какие санкции теперь грозят операторам персональных данных.
Тема утечек персональных данных (далее – ПДн) не теряет своей актуальности уже несколько лет. Так, InfoWatch в отчете «Утечки информации в мире» зарегистрировал в 2023 году рост утечек ПДн на 61,5% в сравнении с 2022 годом. При этом, значительно выросло количество утекших записей ПДн — до более чем 47,24 млрд., что на 111,5% больше, чем в 2022 году. В связи с этим вопрос ужесточения ответственности за нарушение защиты ПДн становится все более значимым.
За последние годы регулирующие органы неоднократно озвучивали предложения об ужесточении ответственности за нарушение обработки и защиты ПДн и вели планомерную работу по разработке соответствующих законопроектов.
30 ноября были подписаны:
Принятые законы вводят новые составы правонарушений, а также ужесточают принятую ответственность.
Закон о внесении изменений в УК РФ распространяется на физических лиц, а Закон о внесении изменений в КоАП РФ на:
В статье мы рассмотрим ответственность за нарушение требований:
ПДн – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПДн).
Операторами считаются любые организации, которые обрабатывают ПДн, а также определяют цели их обработки, состав необходимых для обработки ПДн и операции, совершаемые с ПДн.
Под утечкой ПДн подразумевается неправомерная передача (предоставление, распространение, доступ) ПДн лицам, не имеющим разрешения на доступ.
Предусмотренные изменения повлияли на размер штрафа за незаконную обработку ПДн, предусмотренную ч.1 и ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ.
Закон также вводит следующие новые составы правонарушений:
Отдельно изменения затрагивают ст. 13.11.3 КоАП РФ и вводят ответственность за нарушения, связанные с порядком обработки и защиты биометрических ПДн в Единой системе идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических ПДн (далее – ЕБС).
В принятом Законе изменен размер административного штрафа, предусмотренный ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, за нарушение обработки ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – РФ) в области ПДн, либо обработки ПДн, несовместимой с целями сбора ПДн. А также за повторное совершение указанного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ. В таблице 1 приведена актуальная информация о размере административных штрафов.
Таблица 1 – Административная ответственность по ч. 1 и ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Норма | Содержание нарушения | Для кого | Было (рублей) | Стало (рублей) |
---|---|---|---|---|
ч. 1 ст. 13.11 | Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области ПДн, либо обработка ПДн, несовместимая с целями сбора | Граждане | 2 тыс. – 6 тыс. | 10 тыс. – 15 тыс. |
Должностные лица | 10 тыс. – 20 тыс. | 50 тыс. – 100 тыс. | ||
Юридические лица | 60 тыс. – 100 тыс. | 150 тыс. – 300 тыс. | ||
ч. 1.1 ст. 13.11 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 | Граждане | 4 тыс. – 12 тыс. | 15 тыс. – 30 тыс. |
Должностные лица |
10 тыс. – 50 тыс. 50 тыс. – 100 тыс. (для ИП) |
100 тыс. – 200 тыс. | ||
Юридические лица | 100 тыс. – 300 тыс. | 300 тыс. – 500 тыс. |
В соответствии с ч. 10 ст. 13.11 КоАП РФ ответственность наступает за невыполнение и (или) несвоевременное выполнение оператором обязанности по уведомлению Роскомнадзора о намерении осуществлять обработку ПДн (ч. 1 ст. 22 152-ФЗ). Наказание предусмотрено в виде административного штрафа, размер которого указан в таблице 2.
Таблица 2 – Административная ответственность по ч. 10 ст. 13.11 КоАП РФ
Норма | Содержание нарушения | Для кого | Стало (рублей) |
---|---|---|---|
ч. 10 ст. 13.11 | Невыполнение и (или) несвоевременное выполнение оператором обязанности по уведомлению Роскомнадзора о намерении осуществлять обработку ПДн | Граждане | 5 тыс. – 10 тыс. |
Должностные лица | 30 тыс. – 50 тыс. | ||
Юридические лица | 100 тыс. – 300 тыс. |
В соответствии с ч. 11 ст. 13.11 КоАП РФ ответственность наступает за невыполнение и (или) несвоевременное выполнение оператором обязанности по уведомлению Роскомнадзора в случае установления факта неправомерной передачи (предоставления, распространения, доступа) ПДн, повлекшей нарушение прав субъектов ПДн (ч. 3.1 ст. 21 152‑ФЗ). Наказание предусмотрено в виде административного штрафа, размер которого указан в таблице 3.
Таблица 3 – Административная ответственность по ч. 11 ст. 13.11 КоАП РФ
Норма | Содержание нарушения | Для кого | Стало (рублей) |
---|---|---|---|
ч. 10 ст. 13.11 | Невыполнение и (или) несвоевременное выполнение оператором обязанности по уведомлению Роскомнадзора о намерении осуществлять обработку ПДн | Граждане | 5 тыс. – 10 тыс. |
Должностные лица | 30 тыс. – 50 тыс. | ||
Юридические лица | 100 тыс. – 300 тыс. |
В соответствии с ч. 12, 13, 14 ст. 13.11 КоАП РФ ответственность наступает за действия (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) информации, включающей ПДн. Размер штрафа зависит от объема неправомерно переданных ПДн количества субъектов и уникальных обозначений сведений о физических лицах, необходимых для определения таких лиц (далее – идентификаторы).
В таблице 4 приведена зависимость размера штрафа от объема неправомерно переданных ПДн.
Таблица 4 – Административная ответственность по ч. 12, 13, 14 ст. 13.11 КоАП РФ
Норма | Градация объемов | Для кого | Штраф (рублей) |
---|---|---|---|
ч. 12 ст. 13.11 |
от 1 тыс. до 10 тыс. субъектов ПДн, от 10 тыс. до 100 тыс. идентификаторов |
Граждане | 100 тыс. – 200 тыс. |
Должностные лица | 200 тыс. – 400 тыс. | ||
Юридические лица | 3 млн. – 5 млн. | ||
ч. 13 ст. 13.11 |
от 10 тыс. до 100 тыс. субъектов ПДн, от 100 тыс. до 1 млн. идентификаторов |
Граждане | 200 тыс. – 300 тыс. |
Должностные лица | 300 тыс. – 500 тыс. | ||
Юридические лица | 5 млн. – 10 млн. | ||
ч. 14 ст. 13.11 |
более 100 тыс. субъектов ПДн, более 1 млн. идентификаторов |
Граждане | 300 тыс. – 400 тыс. |
Должностные лица | 400 тыс. – 600 тыс. | ||
Юридические лица | 10 млн. – 15 млн. |
Законодатель отдельно выделяет ответственность за действия (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) информации, включающей:
Специальные категории ПДн – это данные касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, судимости.
Биометрические ПДн – это сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта ПДн.
В таблице 5 приведены содержания норм и размеры административных штрафов, предусмотренных за указные нарушения.
Таблица 5 – Административная ответственность по ч. 16 и ч. 17 ст. 13.11 КоАП РФ
Норма | Содержание нарушения | Для кого | Штраф (рублей) |
---|---|---|---|
ч. 16 ст. 13.11 | Действия (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) информации, включающей специальную категорию ПДн | Граждане | 300 тыс. – 400 тыс. |
Должностные лица | 1 млн. – 1,3 млн. | ||
Юридические лица | 10 млн. – 15 млн. | ||
ч. 17 ст. 13.11 | Действия (бездействие) оператора, повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) информации, включающей биометрические ПДн | Граждане | 400 тыс. – 500 тыс. |
Должностные лица | 1,3 млн. – 1,5 млн. | ||
Юридические лица | 15 млн. – 20 млн. |
Исключением в ч. 17 ст. 13.11 КоАП РФ являются случаи, попадающие под ст. 13.11.3 КоАП РФ, которые касаются нарушения требований по обработке ПДн в государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»).
Нововведения впервые вводят оборотные штрафы, то есть фиксированный процент от выручки оператора. Ответственность наступает, если оператор ранее уже привлекался к ответственности за утечку ПДн, о которых мы рассказали в двух пунктах выше.
Выручка оператора — совокупность размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Так, в ч. 15 ст. 13.11 КоАП ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12, 13, 14 ст. 13.11, лицами, которые ранее уже привлекались в соответствии с ч. 12-14, 16-18 ст. 13.11 КоАП РФ за действия (бездействие), повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) информации, включающей ПДн. Иными словами, штраф за повторную утечку иных категорий ПДн.
И в ч. 18 ст. 13.11 КоАП ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 16 или 17 ст. 13.11, лицом, которое ранее уже привлекалось в соответствии с ч. 12-18 ст. 13.11 КоАП РФ к административной ответственности. Иными словами, штраф за повторную утечку специальных категорий ПДн или биометрических ПДн.
В соответствии с п. 2 ст. 4.6 КоАП РФ утечка считается «повторной» в течение одного года с момента уплаты административного штрафа.
Таблица 6 – Административная ответственность по ч. 15 и ч. 18 ст. 13.11 КоАП РФ
Норма | Содержание нарушения | Для кого | Штраф (рублей) |
---|---|---|---|
ч. 15 ст. 13.11 | Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12-14 ст. 13.11, лицами, которые ранее уже привлекались в соответствии с ч. 12-15, 16-18 ст. 13.11 КоАП РФ за действия (бездействие), повлекшие неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) информации, включающей ПДн | Граждане | 400 тыс. – 600 тыс. |
Должностные лица | 800 тыс. – 1,2 млн. | ||
Юридические лица | от 1% до 3%, но не менее 20 млн. и не более 500 млн. | ||
ч. 18 ст. 13.11 | Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 16 или 17 ст. 13.11, лицом, которое ранее уже привлекалось в соответствии с ч. 12-18 ст. 13.11 КоАП РФ к административной ответственности | Граждане | 500 тыс. – 800 тыс. |
Должностные лица | 1,5 млн. – 2 млн. | ||
Юридические лица | от 1% до 3%, но не менее 25 млн. и не более 500 млн. |
В новой редакции КоАП РФ для ч. 15 и ч. 18 ст. 13.11 предусмотрены два важных смягчающих обстоятельства, которые будут приниматься во внимание при определении ответственности за нарушения:
- ежегодные расходы оператора в течение трех календарных лет, предшествующих году, в котором было выявлено административное правонарушение, на мероприятия по обеспечению информационной безопасности, а сумма таких расходов должна составлять не менее 0,1% годовой суммы выручки. В Законе отмечается, что такие мероприятия должны проводить организации, имеющие лицензию ФСБ России или ФСТЭК России, либо операторы самостоятельно при наличии такой лицензии.
- соблюдение требований к защите ПДн при их обработке в информационных системах ПДн при условии наличия документально зафиксированных результатов за последние 12 месяцев. Что еще раз обращает внимание оператора на нормы, установленные в ч. 12 – 18 ст. 13.11, то есть оператором должны приниматься все необходимые и достаточные меры по обеспечению безопасности ПДн, установленные действующим законодательством РФ.
Принятый Закон вводит новые административные составы за нарушения, в части обработки и защиты биометрических в ПДн в ЕБС, предусмотренные ст. 13.11.3 КоАП РФ.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 13.11.3 КоАП РФ ответственность наступает за нарушение порядка обработки биометрических ПДн в ЕБС и в информационных системах уполномоченных органов, либо требований к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических ПДн, векторов ЕБС в целях проведения идентификации и (или) аутентификации.
В ч. 3 ст. 13.11.3 КоАП РФ ответственность вводится за непринятие организационных и технических мер по обеспечению безопасности биометрических ПДн при их обработке в ЕБС, ее взаимодействии с иными информационными системами либо непринятие организационных и технических мер по обеспечению безопасности биометрических ПДн при их обработке в иных информационных системах, обеспечивающих аутентификацию с использованием биометрических ПДн физических лиц, в том числе в информационных системах аккредитованных государственных органов.
И в ч. 4 ст. 13.11.3 КоАП РФ ответственность вводится за обработку биометрических ПДн, векторов ЕБС для аутентификации физических лиц в информационных системах уполномоченных органов без аккредитации либо в случае, если аккредитация приостановлена или прекращена.
В таблице 7 приведены содержания норм и размеры административных штрафов, предусмотренных за указные нарушения.
Таблица 7 – Административная ответственность по ч. 2-4 ст. 13.11.3 КоАП РФ
Норма | Содержание нарушения | Для кого | Штраф (рублей) |
---|---|---|---|
ч. 2 ст. 13.11.3 | Нарушение порядка обработки биометрических ПДн в ЕБС, порядка обработки биометрических ПДн, векторов ЕБС в информационных системах государственных органов, Центрального банка РФ, организаций, прошедших аккредитацию и осуществляющих аутентификацию на основе биометрических ПДн физических лиц, либо требований к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических ПДн, векторов ЕБС в целях проведения идентификации и (или) аутентификации | Должностные лица | 100 тыс. – 300 тыс. |
Юридические лица | 500 тыс. – 1 млн. | ||
ч. 3 ст. 13.11.3 | Непринятие организационных и технических мер по обеспечению безопасности биометрических ПДн при их обработке в ЕБС, ее взаимодействии с иными информационными системами либо непринятие организационных и технических мер по обеспечению безопасности биометрических ПДн при их обработке в иных информационных системах, обеспечивающих аутентификацию с использованием биометрических ПДн физических лиц, в том числе в информационных системах аккредитованных государственных органов | Должностные лица | 300 тыс. – 500 тыс. |
Юридические лица | 1 млн. – 1,5 млн. | ||
ч. 4 ст. 13.11.3 | Обработка биометрических ПДн, векторов ЕБС для аутентификации физических лиц в информационных системах государственных органов, организаций, информационной системе Центрального банка РФ без аккредитации либо в случае, если аккредитация приостановлена или прекращена | Должностные лица | 500 тыс. – 1 млн. |
Юридические лица | 1 млн. – 2 млн. |
Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 272.1 за незаконные использование и (или) передача, сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей ПДн, а равно создание и (или) обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконных хранения и (или) распространения.
В таблице 8 приведена актуальная информация о составе частей и предусмотренном наказании.
Таблица 8 – Уголовная ответственность по ст. 272.1 Уголовного кодекса РФ
Норма | Содержание правонарушения | Предусмотренное наказание |
---|---|---|
ч. 1 ст. 272.1 | Незаконные использование и (или) передача (распространение, предоставление, доступ), сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей ПДн, полученной путем неправомерного доступа к средствам ее обработки, хранения или иного вмешательства в их функционирование либо иным незаконным путем | Штраф до 300 тыс. рублей или доход осужденного (заработная плата) за период до 1 года, либо принудительные работы/лишение свободы на срок до 4 лет |
ч. 2 ст. 272.1 | Деяния ч. 1, совершенные в отношении компьютерной информации, содержащей ПДн несовершеннолетних лиц, специальные категории ПДн и (или) биометрические ПДн | Штраф до 700 тыс. рублей или доход осужденного (заработная плата) за период до 2 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового), либо принудительные работы/лишение свободы на срок до 5 лет |
ч. 3 ст. 272.1 |
Деяния, ч. 1 или ч. 2, совершенные:
|
Штраф до 1 млн. рублей или доход осужденного (заработная плата) за период до 3 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового), либо принудительные работы на срок до 5 лет + штраф до 1 млн. рублей или доход осужденного за период до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 6 лет |
ч. 4 ст. 272.1 | Деяния ч. 1–3 сопряженные с трансграничной передачей компьютерной информации, содержащей ПДн, и (или) трансграничным перемещением носителей информации, содержащих ПДн | Лишение свободы на срок до 8 лет + штраф в размере до 2 млн. рублей или доход осужденного (заработная плата) за период до 3 лет |
ч. 5 ст. 272.1 | Деяния ч. 1–4, если они повлекли тяжкие последствия либо совершены организованной группой | Лишение свободы на срок до 10 лет + штраф в размере до 3 млн. рублей или доход осужденного (заработная плата) за период до 4 лет |
ч. 6 ст. 272.1 | Создание и (или) обеспечение функционирования информационного ресурса (сайта в сети «Интернет» и (или) страницы сайта в сети «Интернет», информационной системы, программы для электронных вычислительных машин), заведомо предназначенного для незаконных хранения, передачи (распространения, предоставления, доступа) компьютерной информации, содержащей ПДн, полученной незаконным путем | Штраф до 700 тыс. рублей или доход осужденного (заработная плата) за период до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет |
1. Провести аудит процессов организации обработки и обеспечения безопасности ПДн:
2. Выстроить процесс реагирования на инциденты:
3. Повышать осведомленность пользователей в вопросах обеспечения безопасности ПДн.
Авторы:
К.А. Кузнецова, Руководитель группы Аналитического центра ООО «УЦСБ»
А.С. Остапова, Старший аналитик Аналитического центра ООО «УЦСБ»
В Матрице безопасности выбор очевиден