В новом дайджесте вы узнаете об основных новшествах из мира комплаенса ИБ за прошедший август. Какие подзаконные акты появились в развитие 266-ФЗ, который внес масштабные поправки в Федеральный закон «О персональных данных»? Как изменились требования регуляторов к защите критической информационной инфраструктуры и каким образом в стране предлагается перейти на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на значимых объектах КИИ? Каким требованиям должны соответствовать госорганы для аккредитации на работу с государственными информационными системами, используемыми для идентификации и аутентификации? Об этом и многом другом расскажу в сегодняшнем выпуске.
Персональные данные
1. Опубликован проект приказа Роскомнадзора
2. Роскомнадзор представил для общественного обсуждения проект приказа
3. Опубликован проект приказа Роскомнадзора
Согласно документу, регулятор предлагает ввести три степени вреда: высокую, среднюю и низкую. Для каждой из них в проекте приказа приводится список потенциальных нарушений со ссылками на требования нормативных правовых актов. Например, вред высокой степени субъектам ПДн может причинить раскрытие их персональных данных третьим лицам и распространение таких сведений без их согласия. К средней степени вреда в проекте приказа относятся случаи, когда оператор нарушает требования к содержанию и объему персональных данных в части соответствия заявленным целям обработки. Вред низкой степени, согласно документу, субъектам ПДн может быть причинен в случаях несоблюдения оператором требований к содержанию типовых форм документов, характер информации которых предполагает или допускает включение в них персональных данных.
При определении степени вреда в соответствии с проектом приказа операторы должны учитывать следующие факторы:
цели обработки ПДн;
количество субъектов ПДн;
категории обрабатываемых ПДн;
перечень действий с ПДн;
способ обработки ПДн;
количество третьих лиц, которым поручена обработка ПДн.
Результаты оценки вреда, согласно документу, необходимо оформлять соответствующим актом. Предполагается, что приказ вступит в силу 1 марта 2023 года.
Критическая информационная инфраструктура
4. Опубликовано
В качестве специализированных могут рассматриваться подведомственные организации соответствующих отраслевых ведомств, имеющие лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих гостайну, и лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
5. ФСБ России своим
Приказ содержит следующие изменения:
Разработанный план реагирования на компьютерные инциденты и принятие мер по ликвидации последствий компьютерных атак подлежит утверждению руководителем субъекта КИИ.
Копия утверждённого плана должна быть направлена в НКЦКИ в течение семи календарных дней.
Проект плана должен разрабатываться субъектом КИИ при методическом обеспечении НКЦКИ.
6. Минпромторг России представил для общественного обсуждения
Согласно проекту, субъекты КИИ должны будут провести аудит своих объектов КИИ и разработать проект плана перехода на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов. Под ними подразумеваются решения, в составе которых используются российская радиоэлектронная продукция и ПО, соответствующие требованиям безопасности ФСТЭК России и ФСБ России.
Проект плана перехода должен включать перечень используемой радиоэлектронной продукции, телекоммуникационного оборудования и ПО, сроки амортизации и действия прав на используемое ПО, а также предложения по переходу на применение доверенных программно-аппаратных комплексов, российской радиоэлектронной продукции и ПО.
Форма плана перехода утверждается в течение месяца научно-производственным объединением, которое специализируется на разработке, производстве, технической поддержке и сервисном обслуживании доверенных программно-аппаратных комплексов для КИИ.
7. В Госдуму внесен
Изменения направлены на установление мер ответственности субъектов КИИ не только за непредоставление сведений, но и за предоставление недостоверных сведений о результатах категорирования объектов КИИ. Также предлагается ввести административные штрафы за повторное совершение таких правонарушений:
для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей;
для юрлиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
8. Правительство РФ утвердило требования к программному обеспечению, используемому на значимых объектах критической информационной инфраструктуры. Соответствующее
Государственные информационные системы
9. Правительство РФ утвердило требования к госорганам для прохождения аккредитации на право владения и выполнение функций операторов государственных информационных систем, которые используются для идентификации и аутентификации. Соответствующее
Постановление содержит следующие требования к госорганам:
Наличие права собственности или иного вещного права на аппаратные шифровальные (криптографические) средства, применяемые для осуществления идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических ПДн, и наличие права использования криптографических средств на законных основаниях;
Наличие в штате не менее двух работников, обеспечивающих эксплуатацию ГИС, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности;
Обеспечение взаимодействия с Государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ (ГосСОПКА);
Соответствие информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки биометрических ПДн в целях проведения идентификации и аутентификации, требованиям Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Это требование распространяется на случаи, когда ГИС используется для сбора и передачи биометрических ПДн в ЕБС, а также если для аутентификации физических лиц в ней используется информация, полученная в результате обработки биометрических ПДн в ЕБС, не подпадающая под действие статьи 11 Федерального закона «О персональных данных»;
Использование программного обеспечения, включенного в реестры российского и евразийского ПО, для обработки биометрических ПДн в целях проведения идентификации и аутентификации.
10. Минцифры России представило для общественного обсуждения
Законопроектом предлагается ввести определения:
федеральные государственные информационные системы (ГИС);
региональные ГИС;
муниципальные информационные системы.
Также устанавливаются цели создания ГИС. Если информационная система создается для осуществления одной из этих целей, то она является государственной информационной системой.
Новости в области стандартизации
11. Утвержден
12. ФСТЭК России опубликовала приказ об отмене
Отраслевые изменения
13. Минцифры России опубликовало
14. Опубликован