Азия лидирует: плюсы и минусы будущих «умных» городов
Азия – лидер в развитии «умных» городов будущего
Вряд ли многих удивит, что в недавнем исследовании Government Technology, под названием «Эволюция умных городов и подключенных сообществ» (Evolution of Smart Cities and Connected Communities), Азия была названа в качестве глобального лидера по развитию «умных» городов будущего.
Склонный к использованию технических новшеств народ и сильная поддержка со стороны национальных правительств в таких странах как Япония, Сингапур и Гонконг сделали этот континент эпицентром развития подобных направлений.
Ключевые факторы
Два ключевых фактора развития «умных» городов, по мнению авторов исследования, - это рост населения и продолжающаяся глобальная урбанизация. Все больше и больше людей выбирают городской образ жизни, а потому наблюдается все более острая необходимость в эффективности управления городами. Думаем, то такие города как Лондон или Нью-Йорк просто нуждаются в подобных проектах.
В исследовании приводятся данные о том, что проекты смарт-городов выросли на 30% с 2013 по 2016 года. Так что самое время заглянуть в будущее.
В то время как достаточно много говорилось о прогнозах опасностей «умных» домов, важно также оценить положительные и отрицательные стороны «умных» городов, особенно акцентировать свое внимание на проблемах их безопасности.
Чем выше уровень подключения, тем больше уязвимостей
Всегда первая проблема для правительств, частных компаний и общественности, когда речь заходит о чем-то «умном», - это, конечно, хакеры. Они способны нанести крупный ущерб компаниям, а также разрушить жизнь обычных людей.
Может ли хакер в будущем остановить работу городской инфраструктуры?
В 2015 году Цезарь Церрудо из IOActive Labs провел амбициозный эксперимент, чтобы показать уязвимость «умного» города перед хакерами.
Это немного напомнило ограбление по-итальянски или недавние инциденты с видеоиграми Watch Dogs компании Ubisoft: Церрудо прогуливался по улицам Вашингтона и «сканировал» местные датчики трафика, используемые для организации дорожного движения. Он обнаружил, что данные не были зашифрованы, а уровень защиты был далек от требуемого. Затем в лаборатории он взломал устройства и заявил, что ими можно манипулировать, чтобы изменить работу светофоров, в результате чего город может столкнуться с большими проблемами, а люди попасть в серьезные аварии.
«Эти проблемы с трафиком могут стать причиной реальных инцидентов, даже со смертельным исходом, в результате которых будут происходить несчастные случаи или будет затруднена работа скорой помощи, пожарных или полиции, которые спешат на срочный вызов», - сказал Церрудо.
Компания Sensys Networks, обслуживающая данные сенсоры, отреагировала на заявления Церрудо и обвинила его в преувеличениях, однако информации о такой потенциальной опасности было достаточно для того, чтобы власти Вашингтона решили проверить безопасность их системы управления дорожным движением.
Хорошо, что данная уязвимость была обнаружена человеком, который пытается помочь. Если бы на его месте был злоумышленник, то как он мог бы использовать данную информацию? В будущем этот вопрос все чаще и чаще придется решать органам власти и экспертам по безопасности: смарт-город с высоким уровнем подключений повышает вероятность того, что кто-то смог бы манипулировать целой инфраструктурой в том случае, если не будет обеспечен должный уровень безопасности.
Движение без водителей
Подключенные машины представляют наибольший интерес, потому что они являются одной из главных особенностей «умных» городов в будущем. Если все сделано правильно, то они могли бы ежедневно спасать тысячи жизней.
Представьте себе будущее, где люди оглядываются на автомобили 21 века и удивляются, как их предки могли подвергать людей опасности, позволяя им вручную управлять автомобилями. Если удалить человеческий фактор из управления движением, то тысячи жертв ДТП, происходящих ежедневно, могут стать отдаленными воспоминаниями. Конечно, до такого будущего еще очень далеко.
Тем временем существуют серьезные риски, с которыми необходимо бороться. Раз хакеры могут проникнуть в IoT-системы городской инфраструктуры и вызвать проблемы, то они также могут манипулировать и чьим-нибудь автомобилем, находящимся в пути, что может привести к реальной опасности в реальном времени. Например, в 2015 году Fiat Chrysler пришлось отозвать 1,4 миллиона автомобилей после того, как два исследователя Крис Валашек и Чарли Миллер обнаружили, что они могут удаленно отключать тормоза у Jeep Cherokee и перехватить контроль над информационно-развлекательной системой Uconnect, установленной в автомобиле.
Впечатляет другая история: нечто подобное было произведено хакером, который на мгновенье смог перехватить управление коммерческим самолетом, в результате чего тот изменил свой курс. Крис Робертс из One World Labs сумел перехватить контроль над самолетом, когда он находился на борту самолета в качестве пассажира, подключившись через кабель к Seat Electronic Box, который находился у него под сиденьем, и тем самым проникнув в развлекательную систему самолета.Робертс заявил в ФБР, что он взламывал самолеты от 15 до 20 раз, и что он хотел только выявить уязвимости, которые могли бы быть устранены.
Безопасность или контроль?
Приложения «умного» города уже стали использоваться для повышения безопасности людей во всем мире. Один из примеров тому – инициатива компании NEC, которая снизила уровень автомобильных краж в городе Тигре (Аргентина). В Тигре использовался высокоточный анализ в режиме реального времени с технологией распознавания лиц для идентификации преступников и даже для обнаружения подозрительного поведения людей. «Городская система видеонаблюдения» на 80% сократила количество краж автомобилей в городе после того, как она была внедрена.
Конечно, распознавание лиц может сделать мир намного более безопасным. Хотя тут есть один нюанс. Какие возможности мы хотим передать в руки органов власти? Wikileaks подчеркивают, что за последние несколько лет вопросы онлайн-конфиденциальности стали очень актуальными, и тут есть масса нюансов.
Существуют политические партии, которые хотят решить проблему онлайн-конфиденциальности, но многие из них рассматривают шифрование как инструмент, который больше необходим для преступников, нежели для того, чтобы повысить уровень безопасности людей при защите от них. Стоит ли жертвовать онлайн-конфиденциальностью миллионов обычных людей для того, чтобы иметь возможность отслеживать онлайн-активность преступников и террористов? На этот вопрос очень сложно ответить, что и показала «битва» Тима Кука и компании Apple с ФБР в прошлом году. Здесь есть большие риски. Кто именно будет иметь доступ к огромному объему «цифровых следов» обычных людей с их повседневной жизнью, которые будут генерироваться в будущем? Как они будут использовать эти данные?
Кроме того, если в наши дни органы власти ведут себя не совсем добросовестно, взламывая наши устройства, а Интернет позволяет нам стать жертвой натиска целевой рекламы, то как мы будем защищать наши данные в будущем?
Распознавание лиц означает, что за нами постоянно будут следить, как в случае с беспилотниками, которые уже используются для видеоконтроля – все это рисует жуткие сравнения с Большим братом Оруэлла. Эти технологии позволяют создавать данные о нас без нашего разрешения, и мы не имеем никакого контроля над ними.
Привлекательность «умных» городов
Подключенные машины, которые управляются без водителя, видеоконтроль с помощью технологий распознавания лиц…. Все это несколько пугающие перспективы. Но какое слово здесь ключевое? Перспектива. Легко раздувать страхи по поводу будущего, переоценив преимущества технологий, которые появятся. По данным недавней редакционной статьи в Chicago Tribune, - это одна из непосредственных опасностей смарт-городов.
Нет сомнений в том, что мы живем в невероятно технологический век, и что сейчас уже появляются технологии, которые ранее жили только лишь в фантазиях людей. Хотя с другой стороны в проекты «умных» городов вкладываются миллиарды долларов, и они могут отвлекать от других важных вопросов, над которыми стоит задуматься. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, например, решил потратить 18 миллиардов долларов США для подключения 250 000 деревень к Интернету. Хотя в тоже время, по мнению Chicago Tribune, многие из этих деревень не имеют нормальной питьевой воды и стабильного электроснабжения. Решение этих проблем, безусловно, должно быть более приоритетным вопросом в повестке дня.
Еврокомиссия, между тем, недавно подсчитала, что внедрение 5G в Европе может обойтись в 56 миллиардов евро. Радует то, что прогнозируемые социально-экономические выгоды такого внедрения в ближайшие 10 лет составят примерно 113 миллиардов евро. Большие ли тут риски? Правительствам стран и общественным организациям следует все тщательно проанализировать, чтобы понять, чего больше принесут эти технологии: пользы или вреда.
Слишком много встает вопросов и проблем, когда мы начинаем говорить про «умные» города будущего. Вспомните научную фантастику, которая все больше отражается в нашей реальной жизни. Тем временем, Азия является лидером в развитии «умных» городов будущего – сладкой мечты или ужасного ночного кошмара?
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.