![]() |
Есть две распространённые ошибки при введении обязательной государственной сертификации. Обе они совершены в России и ряде других стран.
Первая ошибка в том, что перечень требований к товару не адекватен имеющимся угрозам . То есть, удовлетворение установленным требованиям не снижает актуальный риск или снижает его на ничтожную величину или снижает совсем другой, неактуальный риск. Бывает даже так, что список требований составляется доперечня рисков и не имеет к рискам никакого отношения. Бывает и по-другому: перечень требований оказывается неполным; отсутствие в нём каких-то пунктов сводит на нет действие остальных.
Например, отсутствие в процедуре сертификации ПО особой быстрой процедуры сертификации обновлений (патчей) к этому ПО приводит к тому, что сертифицированное ПО нельзя обновлять, иначе программы потеряют сертификацию. Получается фактический запрет установки патчей. Он приводит к результату, который противоположен желаемому. Сертифицированные программы становятся более уязвимы, чем несертифицированные.
Другая распространённая ошибка состоит в том, что составление процедуры сертификации и значительной части требований поручается тому же органу, который будет эту сертификацию проводить. Результат предсказуем: сертифицирующий орган придумывает такие требования, чтобы максимизировать собственную выгоду. Например, начинает требовать проведения экспертизы в подконтрольной лаборатории, которая затем делится своей сверхприбылью. Или устанавливает заведомо неисполнимое требование, за неисполнение которого можно получить взятку. Есть несколько десятков коррупционных механизмов, когда чиновники, устанавливающие-и-проверяющие в одном лице, конвертируют такое своё положение в деньги, в политическое влияние, карьеру или тщеславие.
Поэтому нельзя сосредотачивать в одних руках (в одном органе) две функции: установление обязательных требований и их проверку (сертификацию). Эти функции следует разнести по разным структурам. Проверенный веками метод – так называемое разделение властей. При этом методе все без исключения требования устанавливаются в законах, их устанавливает законодательная ветвь власти. А проверяются эти требования исполнительной властью. Законодательная не имеет права проверять, а исполнительная не имеет права устанавливать.