|
Напоминаю для любителей закатывать глазки, поднимать палец и глубокомысленно произносить слово "сертифицированный". Сертификация – это установление соответствия требованиям.Как и для секса, для неё всегда требуется двое: то, чтосоответствует и то, чемуоно соответствует. Просто "сертифицированных" объектов не бывает. Бывают лишь сертифицированные на соответствие стандарту, руководящему документу, техническим условиям – то есть документу, содержащему какие-либо требования.
Перечень допустимых доказательств в УПК (ч.2 ст.74 ) является открытым, то есть заканчивается словами "и иные документы". А перечень недопустимых доказательств (ст.75) – закрытый. Таким образом, фильтр устроен по принципу чёрного списка: "разрешено всё, что не запрещено". Аналогично, нет требований про сертификацию в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О государственной судебной экспертной деятельности". Таким образом, отсутствие сертификатов не нарушает закон и не может быть основанием недопустимости доказательства.
Я понимаю, что теория от практики бывает далека. Но в теории-то совершенно ясно, что цифровые доказательства не требуют от DLP или иного ТСЗИ каких-либо сертификатов. А вот следователи и судьи, бывает, требуют...