Во-первых, в древности право собственности на вещь было обозначено физическим положением этой вещи. У меня – значит, в моей собственности. По мере развития капитализма появились виртуальные ценности (акции, векселя, право требования долга, право концессии, авторское право и т.д.), для которых не было удобного материального предмета, обозначавшего собственника. Кроме того, право собственности перестало быть абсолютным и ныне оно обременено кучей ограничений и обязанностей. Для таких прав уже необходима регистрация, учёт, лицензирование. Следовательно, переход права требует от нового владельца массу усилий, принятия обязательств, вступления в новые отношения.
![]() Есть "подарки", принятие которые означает принятие обязательств. |
Самый простой пример – деньги. Ныне наличные успешно вытесняются безналичными (конец уже отчётливо виден). Подарить безналичные средства без дополнительных условий невозможно. Одаряемый, как минимум, должен иметь банковский счёт, то есть заключить договор с банком, приняв на себя довольно много
Во-вторых, безвозмездный лицензионный договор не является договором дарения. Потому что дарение – это односторонняя сделка. В ней одаряемая сторона не берёт на себя встречных обязательств, она лишь принимает дар без каких-либо условий. Лицензионный договор устроен иначе. Там лицензиат (пользователь) принимает достаточно сложные и обременительные условия в отношении тех прав, которые ему передают (хотя бы и бесплатно). Лицензионный договор – двусторонняя сделка, она недействительна без предварительного согласия лицензиата.
Именно поэтому запрет коммерческим организациям дарить и принимать дар не распространяется на заключение безвозмездных лицензионных договоров. Хотя в начале 2000-х были отдельные случаи, когда некомпетентные налоговики объявляли, например, лицензию GPL договором дарения, а предприятия боялись с ними спорить.
Значительная часть ценностей современного мира имеет не материальную, а
Безвозмездное лицензирование интеллектуальной собственности – это отдельный, достаточно слабо разработанный вопрос права. А главное в том, что вещное дарение возможно всегда и в одностороннем порядке. "Дарение" же интеллектуальной собственности должно отдельно предусматриваться договором и допускается лишь как двусторонняя сделка.
Всё меньше на свете простых предметов, которые не обременены регистрацией и лицензированием, к которым не пристёгнуты права интеллектуальной собственности – то есть которые можно просто подарить. Или просто украсть.