При этом многие "чёрные шляпы", описывая свои резоны при выборе пути, говорят о свободном графике, об умном начальнике, об отсутствии бюрократии – о таких вещах, которые можно обеспечить не только в банде, но и в легальном предприятии. А доходы квалифицированного специалиста на тёмной и светлой стороне вполне сопоставимы.
Отмечались случаи, когда злохакер, пират или кардер совершал весьма благородные или патриотичные поступки. Такие, как принято ожидать от добропорядочного офисного работника. Однако офисные айтишники – напротив – идут в политическую оппозицию или иным способом не оправдывают ожиданий, возлагаемых на белого воротничка.
То есть, мы могли бы лишить преступный мир грамотных айтишных кадров. Их там, кстати, не так уж много. Читая сообщения о пойманных киберзлодеях, то и дело видишь элементарные ошибки.
Чтобы переманить людей на светлую сторону, нужен отнюдь не светлый офис, не белая зарплата и не просвещённый тим-билдинг. Требуется возможность удалённой работы, адекватный человек в роли начальника и ещё – не грузить работника фигнёй типа прописки, гражданства, военного билета, грин-карты, принадлежности к меньшинствам, соцстрахования и прочей бюрократией.
Вы слышали о программах реабилитации наркоманов? Речь идёт не о медицинской реабилитации, а о социальной. То есть вставший на путь исправления наркоман получает не лекарства. Он получает от соответствующего фонда жильё и работу, в то время как нормальные домовладельцы квартиру ему не сдают, а нормальные предприятия на работу не берут. В этом и состоит реабилитация – изгоя принимают обратно в общество. Злохакеры – народ более капризный в плане социальных благ. Расходы на реабилитацию будут сильно выше. Но и доходы тоже.