- выражение желательных мнений;
- затыкание нежелательных мнений;
- формирование референтной группы .
![]() |
Включение во френды, подписка на рассылку, простановка лайка, репост или ретвит – всё это не требует географической близости, совместной учёбы, работы или постели. Друзей, авторитеты и иные источники информации каждый пользователь выбирает себе из любой точки Сети. Ограничение – только по языку (да и оно, похоже, скоро ликвидируется).
На процесс подбора референтной группы пользователя можно очень сильно повлиять извне. Если подбор уже произведён, в готовую группу можно сделать вброс, склонив к сотрудничеству одного из френдленты. Можно и без спросу вставить/изъять из френдленты сообщение (как это наловчилась ФБ). Кроме того, круги друзей для всего населения страны можно учитывать и мониторить автоматически. Все эти возможности даже не снились тоталитарному режиму XX века.
Маркетологи говорят, что сегодня клиенты меньше доверяют рекламе и чаще руководствуются советами друзей. Отлично, значит надо перекинуть часть бюджета из рекламы в друзей. Благо, технически это стало возможным. По следам коммерческой рекламы двинется социальная с родительским контролем. За ними – корпоративный пиар. А у них на хвосте, как всегда, висит политическая цензура .