![]() |
В современном информационном мире можно не только продавать или не продавать товары, но также ставить покупателю условия по их использованию. Имеются технические, юридические и организационные возможности для постановки таких условий и для контроля их соблюдения. Условия могут быть глубже первого уровня. Например: «не использовать товар X для Y»; «не использовать товар X для оказания услуг любым предприятиям, которые Y»; «не использовать товар X для оказания услуг любым предприятиям, которые имеют деловые контакты с предприятиями, которые Y».
Праву вещной собственности не присущи подобные ограничения. Некоторые обременения на владение, распоряжение и пользование материальными объектами появились лишь в последнее время и только в узких областях. Зато право интеллектуальной собственности с самого начала родилось с тем, что правообладатель может не только "разрешать и запрещать", но также устанавливать любые условия использования РИД. Например "купленную" вами ОС вы имеете право поставить на один компьютер в образовательном учреждении, но не имеете права ставить в виртуальную машину. По идее, лицензия может содержать любые, самые интимные подробности использования интеллектуального продукта.
Чувствуете, какая огромная разница? Тут – товар продал и забыл. А там – вроде бы, "продал", но держишь на верёвочке и можешь как угодно за неё дёргать. А когда пользователь подсел на ваш товар, то на верёвочке уже – он сам.
Поскольку современные товары состоят более чем наполовину из РИД (компьютерные программы, тексты, патенты, дизайн, топологии микросхем, товарные знаки), они имеют свойства обеих типов собственности – вещной и интеллектуальной. В том числе, такое полезное свойство как ставить покупателю условия использования.