
На прошлой неделе в Сан-Франциско прошла очередная, двадцать седьмая по счету бизнес-конференция RSA Conference. До начала 2000-х данное мероприятие можно было охарактеризовать как узкоспециализированную вечеринку криптографов, но постепенно деловой контент почти полностью вытеснил технический. Не всем такой формат мероприятия по информационной безопасности пришелся по душе. Всю неделю в твиттере то и дело проскакивали едкие комментарии технических экспертов, типа «RSA проходит максимально продуктивно, если запереться в гостиничном номере и поработать».
RSA — это и правда тусовка менеджеров, и не важно с чьей стороны — поставщика решений по безопасности или же компании-клиента. О киберзащите там говорят «на высоком уровне», общими словами, подчас туманно и расплывчато. В целом можно понять, почему технарей от формулировок типа «инклюзивность диверсификации при построении новой парадигмы инфобезопасности» так бомбит. Но в попытках поделить около-ИБ-сообщество на «наших» и «ваших» ничего хорошего нет. Во-первых, делителей и так в нашей жизни слишком много. Во-вторых, индустрия информационных технологий (если вспомнить тот же скандал вокруг Фейсбука) столкнулась с проблемами, которые технического решения, к сожалению, не имеют. Попробуем показать на примерах.

Типовая, сферическая в вакууме конференция RSA проходит по следующему шаблону: какой-нибудь свежий технический тренд выбирается главной темой мероприятия, вокруг него строятся ключевые выступления самых важных гостей (читай, платиновых спонсоров). В этом году шаблон порвало: количество и сложность атак растут, но говорить об этом, не предлагая тут же хоть какой-нибудь продукт для защиты, и желательно от всех атак сразу, — не соответствует общепринятым деловым практикам. А решения сразу всех проблем в мировом масштабе что-то нет. В первый же день конференции зазвучали очевидные, но нетрадиционные для бизнеса слова: что серебряных пуль (= универсальных таблеток от киберпреступности) не бывает, что есть огромный разрыв между потребностью рынка в ИБ-специалистах и их наличием. Представитель McAfee и вовсе обозначил довольно жесткую параллель с террористическими атаками 11 сентября: после них безопасность в гражданской авиаиндустрии была повышена не волшебством и не новой прорывной технологией, а множеством небольших улучшений уже существующего процесса — от запрета на пронос жидкостей до усиленных дверей в кабину пилотов.
Да ладно? Нет, подход «чтобы что-то получилось, надо много и упорно работать» — он вообще правильный, но услышать его именно на RSA Conference было как-то неожиданно. Еще

Если быть точным, не все данные пользователей утекли. И не обязательно пользователей. Но кое-что было не так хорошо защищено, как хотелось бы.
И все же технические тренды, хоть и скромно, но были намечены. Это шифрование данных везде, где только возможно, включая те, что лежат без дела и вроде бы никому не сдались. Виной тому методы обработки больших данных и эффективность корреляции, когда грузовик несущественных вводных перерабатывается в реально опасную в случае утечки информацию. Машинное обучение в таком контексте рассматривается уже не как целебный порошок, который всех спасет, но и как инструмент атаки. Это и дальнейшая автоматизация систем наблюдения за событиями в корпоративной сети — не ради красивых графиков (хотя и для них тоже), но просто чтобы освободить время живых специалистов на нечто более полезное.
Желание перестать пугать бизнес угрозами и соблазнять его же очередным радикальным средством от всех киберпроблем разделяли почти все делегаты съезда, выступавшие на открытии конференции. Кроме Microsoft. Ее представитель Брэд Смит не смог удержаться от презентации
Второй важный анонс Microsoft был о создании альянса Cybersecurity Tech Accord из 34 компаний, включая Cisco, Facebook, HP Enterprise и Trend Micro (

Миллионы мобильных приложений пересылают личные данные пользователей в открытом виде
Одна из презентаций «Лаборатории Касперского» на RSA была посвящена безопасности личных данных в мобильных приложениях, точнее даже не в самих аппах, а в рекламных сетях, к которым эти приложения обращаются. Эксперт «Лаборатории» Роман Унучек обнаружил, что множество приложений пересылают в открытом виде, без шифрования, достаточно чувствительные данные, например геолокацию:

При этом со своими серверами аппы общаются по HTTPS. Проблема в том, что интеграция рекламных модулей (для показа баннеров и прочего) часто производится методом copy-paste, причем в некоторых случаях эта «дополнительная» функциональность занимает от 75% до 90% кода приложений. С 2014 года в «Лаборатории» работает гигантский sandbox для мобильных приложений, в котором анализируется сетевая активность 13 миллионов аппов. Из них, как выяснилось, около 4 миллионов общаются с кем-либо по незащищенному протоколу HTTP. Дальнейший анализ наиболее распространенных рекламных модулей выявил интересную картину: некоторые рекламные сети предоставляют возможность обмена информацией по HTTPS, но не все разработчики тратят время на поиск правильного кода. В других сетях и вовсе нет возможности пересылать данные с использованием шифрования. Еще в одной сети обмен данными не был защищен из-за ошибки в коде, которую позже исправили.

Проблема, впрочем, не только в рекламных сетях. Ряд приложений пересылают по HTTP информацию на собственный бэкенд, включая пароли:

Это исследование — хороший пример, как можно небольшими усилиями повысить безопасность большого количества пользователей. Пользователям же порекомендовать особо нечего, кроме повсеместного использования VPN. Не носить же с собой отдельный телефон без симки и GPS, и только для аппов?
Закончим небольшим оффтопиком. Вчера Arstechnica
Disclaimer: Мнения, изложенные в этом дайджесте, могут не всегда совпадать с официальной позицией «Лаборатории Касперского». Дорогая редакция вообще рекомендует относиться к любым мнениям со здоровым скептицизмом.