Кажется, проблемы в драйверах для видеокарт застали сообщество специалистов по информационной безопасности врасплох: по сути мы имеем дело только с информацией от производителя, и насколько эти уязвимости применимы в реальных атаках, непонятно. Так или иначе, рекомендуется обновить драйверы до последней версии — это 419.17 для видеокарт GeForce. Отдельно доступны обновления для драйверов в Unix-like системах — там закрывается только уязвимость side channel.
Пакеты драйверов объемом в сотни мегабайт уже давно никого не удивляют. В случае NVIDIA это скорее полноценный набор программ для работы с видеокартой, обеспечения совместимости в играх, поддержки устройств виртуальной реальности, возможностей потокового вещания и многого другого. Самая свежая версия драйверов (с заплатками) весит чуть больше 500 мегабайт. Впрочем, сервисы и дополнительное ПО NVIDIA ответственны только за одну уязвимость из восьми, все остальные обнаружены в системной части.
Единственное исключение — в софте для обработки трехмерного видео, для которого теоретически возможно выполнение произвольного кода, повышение привилегий или отказ в обслуживании при открытии «подготовленного» файла.
Еще шесть уязвимостей так или иначе приводят к DoS, повышению привилегий, а в двух случаях — к выполнению произвольного кода. Данных о том, насколько такие атаки реализуемы на практике, нет, но можно предположить, что самый «плохой» сценарий — это когда уязвимость в видеодрайвере может быть вызвана, например, через пользующийся видеоускорителем браузер.
Наконец, еще одна брешь теоретически позволяет реализовать атаку по стороннему каналу. Уровень опасности по методу оценки
В исследовательской работе приводится несколько примеров практических атак по сторонним каналам, и в каждом случае злоумышленник получает доступ к информации процесса, выполняющегося с использованием ресурсов видеокарты. Но до этого специалисты определяют три общие категории атак в зависимости от сферы применения видеокарты:
Самый очевидный вариант — с помощью приложения OpenGL атаковать другое приложение, обращающееся к видеокарте по этому же программному интерфейсу. Этот метод применяется только на настольном компьютере. Но теоретически атаковать можно и приложения, использующие видеокарту для вычислений. Это направление в целом более «интересное», так как затрагивает и серверную инфраструктуру.
Пример практической атаки: стороннее приложение измеряет задержки при обращении к видеокарте и получает информацию об объеме выделяемой памяти в атакуемом приложении (в данном случае, в браузере). Так как веб-сайты по-разному используют видеопамять, анализ этой информации в динамике позволяет с достаточно высокой вероятностью определить, к какому веб-сайту обращается пользователь. В следующем примере эту идею развивают до определения момента, когда пользователь вводит пароль на определенном веб-сайте. Сам пароль перехватить не получится, но информация о проведении такой операции теоретически имеет ценность для атакующего.
Атака на приложение, использующее SDK CUDA, позволила исследователям восстановить параметры работы нейросети — то, что разработчики нейросетей обычно стараются держать в секрете. Исследователи отметили, что снизить информативность «утечек» информации можно путем модификации API, что, судя по всему, и было сделано в обновлении драйверов для Windows, Linux и BSD-систем.
Атака на системный софт и утилиты для устройств вряд ли представляет серьезную опасность при наличии гораздо более простых методов кражи пользовательских данных и получения контроля над системой. Еще меньше потенциала у атаки по сторонним каналам, но теоретически возможность доступа к приватным данным представляет интерес — например, при использовании ресурсов видеокарты для шифрования. В контексте драйверов NVIDIA стоит обратить внимание на поддержку старых устройств. Список видеокарт NVIDIA, признанных устаревшими самим разработчиком, есть
Disclaimer: Мнения, изложенные в этом дайджесте, могут не всегда совпадать с официальной позицией «Лаборатории Касперского». Дорогая редакция вообще рекомендует относиться к любым мнениям со здоровым скептицизмом.