Но есть проблемы, связанные с безопасностью, которые существуют давно, эволюционируют медленно и эксплуатируются массово. В информационном пространстве им уделяется меньше внимания: ну понятно, что есть спам и связанное с ним широкомасштабное мошенничество, и что теперь? Давайте для разнообразия посмотрим на эту скучную тему, тем более, что повод есть. Недавно в блоге «Лаборатории Касперского» был опубликован подробный
Начнем с «капитанского» заявления: доступ к любому сервису в вашем аккаунте Google возможен по адресу вашей электронной почты. Вам как пользователю это удобно: зарегистрируйте почту и получите сразу мессенджер, место для хранения фотографий и других файлов, календарь и менеджер контактов, и многое другое. Спамерам такая конструкция удобна вдвойне, и с некоторых пор спам начал принимать новые формы. Это теперь не только отправка непрошеных сообщений в ваш почтовый ящик. Имея доступ к метаданным миллионов аккаунтов, Google борется с традиционным спамом достаточно неплохо, и в середине двухтысячных это было серьезным преимуществом на тот момент нового почтового сервиса GMail.
Такие сообщения окажутся в папке «Спам» с вероятностью, близкой к 100%. Поэтому спамеры начали эксплуатировать другие сервисы Google: выполняя действие в этом сервисе, можно вызывать отправку сообщения жертве, используя собственные серверы компании. Так появился спам через формы Google.
То есть: создается форма, заполняется, указывается ваш адрес, вам приходит нотификация (спасибо, что заполнили форму «Вам пришло много денег, получите же их скорее»). Манипулируя названиями формы и отдельных полей, можно создать сообщение, угодное преступнику, — со ссылкой на мошенничество с опросными формами, с какими-то неработающими финансовыми схемами, с дутыми криптобиржами. Сегодня мы не будем исследовать, чего именно спамеры пытаются от вас добиться, это не принципиально в контексте данной истории. Такой спам может быть как массовым, так и таргетированным.
Надо отметить, что, по субъективным впечатлениям автора этих строк, пик спама через Google-формы был год-два назад, теперь таких сообщений почти нет. Зато эксплуатируются любые сторонние сервисы, в логике которых есть отправка e-mail пользователю. В результате на вашу почту регистрируют аккаунты в интернет-магазинах, пытаясь вставить спам-ссылку в поле «имя пользователя», атакуют веб-формы с механикой «заполните и получите сообщение», эксплуатируют системы технической поддержки. От этого страдает в том числе и бизнес, как правило, малый, располагающий только базовыми инструментами работы с пользователями на сайте. Впрочем, вернемся в Google. Спам через Формы, судя по всему, удалось ограничить или искоренить, но прямо сейчас активно эксплуатируется другая дырка в логике: спам через Календарь.
Что мы здесь видим? Кто-то создает мероприятие и рассылает приглашение рандомным пользователям в сети, в том числе и вам. Собственно «спам-контент» — это название мероприятия, но здесь интересно, что мероприятие не однократное, а ежедневное. Подождите, но почта GMail правильно определила это сообщение как спам — значит, все в порядке? А вот и нет: с настройками календаря по умолчанию все приглашения автоматически добавляются в ваше расписание, независимо от статуса в почте.
И вот это уже настоящая боль, к которой приводят и действия спамеров, и подход компании Google, которая, конечно же, желает максимально упростить использование своих сервисов. Если спам через Формы немного раздражал тем, что периодически пробивал фильтры Google (чего обычно не происходит в иных случаях), то здесь вы получаете уведомление на телефоне, со звуком и не исключено, что ночью.
Вот эта настройка решает проблему раз и навсегда. Если выбрать третью опцию «показывать только приглашения, на которые был ответ», то спам в календаре и в телефоне пропадает (не считая тех «мероприятий», которые уже успели туда попасть — их надо удалять из календаря вручную). Интересно, что эта настройка недоступна с мобильного телефона и присутствует только в десктопной версии. Все для вашего удобства!
В
На прошлой неделе издание ZDNet
Вроде бы к спаму это не имеет прямого отношения, но на самом деле можно обозначить общую проблему: в типичном сценарии доступ к самым важным цифровым активам завязан на ваш номер телефона и адрес электронной почты. То есть на то, что известно многим людям и в большинстве случаев легко обнаруживается злоумышленниками. В худшем случае это приводит к потере времени, денег и репутации, как это описано в статье ZDNet и во многих других примерах. В «лучшем» это приводит к потере времени, звонкам телефона посреди ночи и бардаку в почтовом ящике. Но подождите, в этом ведь тоже нет ничего хорошего!
Если ваш почтовый ящик используется для общения с большим количеством людей, тем более — для бизнеса, вы вряд ли будете его менять из-за спам-атак. Можно считать это неизбежным злом. Провайдерам сервисов (это касается не только Google) определенно следует улучшить защиту пользователя от эксплуатации этих самых сервисов злоумышленниками. Пользователям можно порекомендовать не складывать все яйца в одну корзину: для доступа к самым важным цифровым ресурсам (для кого-то это может быть банковский счет, для кого-то — аккаунт в Twitter) завести отдельный почтовый адрес и даже телефонный номер, который не знает никто. Да, это неудобно! В 2004 году, когда появился почтовый сервис GMail, Google получила конкурентное преимущество, сделав почту удобной (до этого сделав удобным поиск). Следующий лидер на рынке цифровых услуг сможет им стать, если разрешит сетевые неудобства, да и попросту угрозы сегодняшнего дня.
Disclaimer: Мнения, изложенные в этом дайджесте, могут не совпадать с официальной позицией «Лаборатории Касперского». Дорогая редакция вообще рекомендует относиться к любым мнениям со здоровым скептицизмом.