Думаю, после изобретения компьютерных вирусов, живущих совершенно автономной жизнью, размножающихся и распространяющихся независимо от людей по темным закоулкам полупроводников, никого не удивляет уже другая самостоятельная активность компьютеров. Вот уже и интернет на радость ленивым становится более и более самостоятельным, а значит и все менее зависящим от воли пользователя.
К чему это я? А к тому, что вскоре "Одноклассники", столь любимые офисным планктоном нашей страны, введут одну совершенно замечательную "фишку", подсмотренную ими на Facebook. Речь идёт об автоматическом распознавании лиц на фотографиях и не менее автоматическом "отмечании" профилей тех, кого удалось распознать. Технология, понятное дело, разрабатывается не самими "Одноклассниками", и даже не "Фейсбуком", а сторонней компанией, но речь сейчас не о ней.
Речь даже и не о том, насколько это сложная технология. И даже не о том, какова вероятность неправильного распознавания того или иного лица в зависимости от качества фотографии. А о том, какие нарушения приватности подобного рода функция может повлечь. Ведь, согласитесь, далеко не все фотографии из тех, на которых вас могут отметить, стоит показывать широкой публике, которая "дружит" с вами в социальных сетях. Например, тому же начальству (о дружбе с ним в соцсетях можно вообще говорить долго и со вкусом, но как ни крути, у многих оно в друзьях).
Казалось бы, проблемы нет, с настройками приватности можно добиться того, что никакие сервисы автоматического распознавания лиц не будут страшны. Но проблема в том, что большая часть пользователей предпочитают не ковыряться в настройках, а оставлять всё по умолчанию, то есть, в данном случае, никто не запретит роботу отметить вас на каких-то "интересных" фото (и не факт что именно вы там и есть). И пользователь, нормальный среднестатистический пользователь, полезет в настройки уже только после того, как гром грянет. И если в цивилизованной Америке можно будет хотя бы получить моральное удовлетворение, засудив Facebook, то у нас "Одноклассники" вряд ли серьезно пострадают из-за нового сервиса.
Р. Идов,
аналитик компании SearchInform