- Семене, давай москаля поб’ємо!
- А якщо він нас?
- А нас за що?
Неполиткорректный анекдот
Несмотря на то, что господь создал нас равными, а полковник Кольт сделал ещё равнее – психология преступника довольно сильно отличается от психологии обывателя. В это трудно поверить, но так оно и есть. Лет семь назад одна моя знакомая стала жертвой уличного ограбления, потеряв с приличную сумму денег и некоторое количество золота. Расставшись с вышеуказанным, она логично рассудила: «Если бы я была преступником, то продала бы золото в другом городе, лица я не рассмотрела, так что поймать бандитов нереально». И, решив не отвлекать милицию на борьбу с заведомо нерешаемой задачей – пришла домой и легла спать. Через пару дней об инциденте узнал я, сообщил знакомому милиционеру… и нарвался на гневную проповедь, на тему «сказано - немедленно звонить 02 – звони, а думать – наша забота!». На мой вопрос, а что бы в таком случае сделала милиция – просветил меня, что сразу бы проверила ближайшие ломбарды на предмет появления свежего золота. Это простейшее действие, если успеть в первую пару часов – даёт результативность порядка 80%. То есть четыре из пяти грабителей ведут себя как персонажи mmorpg и немедленно тащат всю добычу к ближайшему торговцу. Я это так и не смог понять, сумел только запомнить.
Тем не менее, как выяснилось, у меня оставались насчёт преступников, использующих высокие технологии. Уж они-то, казалось бы, не должны попадаться так просто, образование другое. Да. А психология – та же. Последний анекдотический случай – тому прямое подтверждение. Группа не то хакеров, не то социальных инженеров из города Коломыя сумела получить доступ к базе данных одного из банков. По официальной версии банк был американский, впрочем, ряд признаков указывает на украинский. Но это неважно. Важно то, что используя полученную информацию, злоумышленники сумели создать клоны кредитных карт ряда клиентов банка. Какие были дальнейшие действия? Правильно, кардеры перешли через дорогу и купили тележку еды в ближайшем супермаркете. Через неделю, видимо, когда еда кончилась, они, с той же карточкой, пошли в тот же супермаркет. Карточка оказалась заблокированной. Пацаны не растерялись и ушли домой за следующей. А когда принесли её, их уже ждали работники СБ банка, подкреплённые нарядом милиции.
Какие выводы из этого должен делать информзащитник? Первый, как завещал великий Паретто – даже 20% функционала защитных систем – перекроют 80% утечек. Второй – когда нарушитель ведёт себя как все – он слабоуловим. И третий, являющийся выводом из второго. Если большинство пользователей нарушает правила системы – следует менять систему, а не переучивать пользователей.
P.S. Когда верстался номер – мне изложили версию, что пацаны нормальные, просто таким хитрым способом они привлекали внимание спецслужб и работу искали. Может быть. Но я бы на работу их не взял. Слишком велик шанс, что они просто идиоты.
Александр Ерощев
специалист по информационной безопасности компании SearchInform
специалист по информационной безопасности компании SearchInform