Большинство рыночных ниш сегодня уже заняты, и компаниям, работающим в них, необходимо конкурировать друг с другом. Бизнес-аналитики говорят, что конкуренция – это даже хорошо, потому что там, где нет конкуренции, нет и рынка, и, соответственно, невозможно заработать. Но конкуренция хороша только до тех пор, пока она честная, и соперники не пытаются украсть друг у друга корпоративные секреты.
Пословица «знал бы прикуп, жил бы в Сочи» верна в бизнесе, как нигде. Вложенные в разработку технологий, бизнес-планов, обучающих методик деньги и время можно очень легко сэкономить, если украсть всё это у конкурентов. Правда, красть тоже нужно аккуратно, чтобы никто ничего не заподозрил, или, во всяком случае, не смог доказать. Идеальной будет схема, когда конкурент сам всё принесет на блюдечке руками собственных сотрудников. Поэтому нередко руководители и HR-менеджеры организаций предлагают сотрудникам конкурирующих компаний более высокую зарплату и массу других бонусов с тем условием, что при переходе на новую работу они должны взять с собой кое-какую информацию со старой.
Как показывают исследования компании SearchInform, сотрудники с готовностью идут на такие, скажем прямо, не совсем честные, сделки. Опросы, проведенные на семинарах во многих городах России и стран СНГ, показали, что лишь 19.2% работников готовы ответить твёрдым отказом на предложение о продаже конфиденциальной информации, в то время как 43.7% не устоят перед соблазном лёгкого заработка, а 12 процентов и вовсе поделятся всеми доступными им корпоративными секретами совершенно бесплатно. Опасны и уже уволенные ранее работники. Более трети уволенных сотрудников выражают готовность к продаже корпоративных данных по инициативе покупателя, а ещё 15.7 и сами готовы предложить их конкурентам последнего работодателя.
Как показывает опыт, конкурентов интересует обычно достаточно широкий спектр различной закрытой корпоративной информации, начиная со списков текущих клиентов, заканчивая бизнес-планами, технологическими разработками, а иногда даже паролями от корпоративных сетевых ресурсов – с помощью последних, как несложно догадаться, можно получить доступ ко всем вышеперечисленному.
Можно ли надеяться на то, что сотрудники какой-то отдельной компании окажутся более честными и порядочными, чем в среднем по России? Очевидно, что гораздо практичнее будет полагаться на принцип «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и не дать возможность работнику уйти в конкурирующую организацию с вашими корпоративными секретами.
Если обнаружится, что кто-то из сотрудников действительно переписывается с конкурентами, необходимо принимать меры по санкциям в отношении данного сотрудника. В простейшем случае будет достаточно ограничить его доступ к конфиденциальным корпоративным документам, в более «запущенных» ситуациях может идти речь и об увольнении инсайдера «по статье».