Сегодня заметка про книги будет необычной. В ней я расскажу, а точнее сравню 2 книги по одной теме (Скорочтение): " Быстрое чтение за 10 дней " (Эбби Маркс-Бил) и " Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное " (Павел Палагин).
Первую из них я уже давно прочитал и даже перечитал, она оказалась очень хороша. Твердая "5" по моему рейтингу, читать обязательно. Я даже начал писать большой обзор по ней, но все ни как закончить не могу... Читать получается быстрее, чем писать :)))
А на днях мне прислали другую книгу (Палагина). И опять забегу вперед и сразу скажу, что она ужасна! По моему рейтингу получает "3+", полезные идеи в ней есть, но книгу не рекомендую. Вообще, получилось довольно забавно, если бы я начал знакомиться с темой скорочтение именно со второй книги, то это отбило бы у меня все желание интересоваться техниками быстрого чтения, а так нормально. Просто для себя решил, что автор второй книги очень плохо разбирается в материале и, что самое главное, не умеет обучать...
Но давайте все же сравним книги. Чем же они так разительно отличаются? Далее по тексту я так и буду их называть: "1я" и "2я"
1. Про цену
1я книга стоит 399 рублей, 2я - 590 рублей.
2. Про качество печати
1я довольно простенькая, 2я, как это обычно бывает у издательства "Манн, Иванов и Фербер", выполнена очень качественно. Приятная обложка, плотные страницы, есть закладка.
3. Про мотивацию
В "1й" много про мотивацию, вопрос "Какую пользу мне принесет увеличение скорости чтения?" является важным и детально разбирается в начале книги, прорабатывается вопрос с предпосылками медленного чтения. Автор ведет очень качественную работу с возможными ограничивающими убеждениями. Поэтому с первых страниц книги читатель получает правильные установки и на продолжение чтения книги, и на овладение приемами скорочтения. Мотивирует и "от" и "к"...
2й кратенько описывает 3 основных минуса медленного чтения, и как-то "по верхам" упоминает возможные жизненные контексты, в которых полезно увеличение скорости. Не цепляет...
В каждой книге в начале есть небольшой опросник, который позволяет выявить у себя привычки, которые или помогают при чтении или замедляют его. В 1й книге опросник приятно и интересно заполнять, он краткий и понятный. Во 2й он "размазан" на много страниц, содержит много "воды". Примерно на 4-5 вопросе уже устаешь и концентрация падает. Плохо.
Также при обучении скорочтению полезно периодически замерять скорость своего чтения и % понимания/запоминания текста. 1я книга предлагает много текстов, на которых можно замерить ОБА этих показателя. 2я книга почему-то лишь вскользь упоминает про понимание текста и не дает примеров для тренировки (что странно).
5. Про структуру и содержание
1я книга очень хороша по структуре, она представляет собой десятидневный тренинг, выполняя задания которого прорабатываются техники скорочтения и существенно увеличивается скорость и улучшается восприятие текста. Конечно можно прочитать и быстрее, я справился за 2 дня с выполнением всех заданий. Книга удобна для чтения (важные мысли выделены, оставлено место для выполнения заданий) и логична по содержанию.
2я хоть и называется "Скорочтение на практике", но дает лишь общие идеи. В ней слишком много "воды" и "высосанных из пальца" общих метафор и примеров. Примерно 25% книги вообще не имеет отношения к скорочтению, автор по мере своих сил пытается рассказать про то, как стать "успешным человеком". Много написано про конспектирование идей и слушание аудиокурсов. Эти советы просты и часто наивны.
Самое ужасное во 2й книге это то, что с помощью нее автор усиленно рекламирует себя и свои курсы. Инфобизнесмен, блин...
6. Про задания и техники
1я книга дает набор классических техник скорочтения: чтение с помощью направляющей, чтение внутри границ чтение по ключевым словам и смысловыми группами, предварительный обзор текста и пр.
Автор 2й книги выдумывает "уникальные авторские" методики. Мы изучаем "сбор урожая", "доклад президенту", "состояние миллионера","Крошка Енот" и прочие такие же наивные как и их названия техники. Есть среди них и довольно неплохие (единицы), но, в целом, автор слишком мудрит, а у читателя не складывается целостная модель скорочтения.
Итого
2я книга берет очки только за качество полиграфии, но это скорее плюс не автора, а издательства. И хотя в книге можно найти несколько полезных идей, в целом, она не заслуживает внимания.
1я же книга является образцово-показательной, читать и перечитывать ее полезно и приятно. Очень рекомендую!