Я редко пишу про совещания в Совете Федерации, Государственной Думе РФ и других ведомствах. Тут все просто, большинство из них носят закрытых характер, и не все обсуждаемые вопросы и принятые решения можно выносить в публичное пространство. Но вчера было исключение, состоялось "открытое для СМИ" заседание временной Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. На нем обсуждался вопрос импортозамещения и конкретно проект Постановления Правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники» ( ссылка на проект документа ).
Вообще с обсуждением темы у нас есть проблема: большинство дискуссий скатывается к монологам спикеров по одному из сценариев:
- Предложения по нормативным документам не читал, но осуждаю. Какое импортозамещение, если большинство АО и ПО в России западное? Сами ничего не сделали и никогда не сможем. Много ли российских решений могут конкурировать с зарубежными? Вспомним хотя бы российский автопром! Кто из руководителей российских ИТ компаний ездит на российских машинах?
- Россия - могущественная держава! Наши автоматы (Калашникова) лучшие в мире. Не прогнемся под санкциями! Запретили ввозить импортные продукты, и сейчас наше сельское хозяйство как развилось! И ИТ-технологии разовьем. Важно обеспечить безопасность государства, а то "враги" нажмут на кнопку и все наши ИТ-системы отключатся...
Сплошные лозунги и метафоры. Бррр...
Конкретные цифры (бюджет закупок, % зависимости от иностранных производителей, объем рынка потребности в информатизации и пр.) и конкретные предложения можно услышать крайне редко. И это при том, что вопросы импортозамещения уже давно упоминаются в стратегических документах по ИТ и ИБ. И вроде как уже должны были прийти к конкретным планам действий... Приведу несколько цитат.
Вот Доктрина ИБ (2000 год):
Конкретные цифры (бюджет закупок, % зависимости от иностранных производителей, объем рынка потребности в информатизации и пр.) и конкретные предложения можно услышать крайне редко. И это при том, что вопросы импортозамещения уже давно упоминаются в стратегических документах по ИТ и ИБ. И вроде как уже должны были прийти к конкретным планам действий... Приведу несколько цитат.
Вот Доктрина ИБ (2000 год):
"Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себяразвитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности."
"Для достижения этого требуется:
- развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
- развивать отечественную индустрию информационных услуги повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
- развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
- обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи."
"Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Для достижения этого требуется:
- интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;..."
"Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:
- противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
- закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
- вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
- увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности."
Доктрина утверждает перечень задач, требующих безотлагательного решения:
- обеспечение технологической независимостиРоссийской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
- разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
Доктрина определяет одним из принципов государственной политики -- "приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации."
Вот Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года:
"Учитывая масштабы проникновения информационных технологий в повседневную жизнь граждан, организаций и органов власти всех уровней, а также высокий уровень зависимости создаваемых в стране информационных систем от импортной продукции, особенно актуальным становится вопрос обеспечения должного уровня информационной безопасности страны в современном глобальном информационном мире.К сожалению, на сегодняшний день практически ничего еще не сделано по этим направлениям... И утверждение предложенного проекта документа вполне может стать первым существенным шагом по решению задач импортозамещения.
В этих условиях необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение информационной безопасности не только государственных органов власти, но и других организаций и граждан, проживающих на территории России.
Мерами долгосрочного характера являются:
- ускоренное развитие производства отечественной продукции гражданского назначения в целях формирования задела по самым перспективным направлениям развития отрасли информационных технологий;
- разработка и запуск специальной программы импортозамещения продукции сферы информационных технологий для решения задач отдельных государственных структур и организаций(в том числе оборонно-промышленного комплекса), включающей запуск разработки широкой номенклатуры продукции, обладающей высоким уровнем информационной безопасности;
Предложения, представленные в документе, довольно конструктивные и, на мой взгляд, не слишком обременительные ни для разработчиков ПО, ни для бюджетных организаций.
На совещание в Совете Федерации основные регуляторы озвучили свое мнение.
Минкомсвязь России
- Возможные риски, которые могут появиться после утверждения данного документа, проанализированы и хорошо понимаются. Ведомство рассмотрело 3 группы риска, но посчитали их несущественными:
- неудобство заказчиков ("добросовестным заказчикам не станет сложно");
- возможные последствия ограничения конкуренции;
- не принесет пользы разработчикам.
- Сейчас текст документа не финальный, в него будут внесены правки.
- Реестр воспринимают в качестве первого шага, "маяка для заказчиков". Считают, что с самого начала запуска реестра он будет приносить пользу.
- Ориентируются на следующий принцип выбора ПО: 1й приоритет - решение из реестра; 2й приоритет - СПО (свободное программное обеспечение), 3й приоритет - все остальное. При выборе третьего варианта необходимо будет публичное обоснование отказа от первых вариантов.
- Уже сейчас предлагают при решении вопроса о продлении лицензий на ПО рассматривать переход на отечественные аналоги. Ожидаемо вспоминают про средства антивирусной защиты.
- В планах:
- до 31.03.2015 утвердить предлагаемое Постановление Правительства;
- с 01.04.2015 запустить формирование реестра отечественного ПО;
- до 30.06.2015 сформировать базовый классификатор ПО, внесенного в реестр;
- с 01.07.2015 года ввести режим преференции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок отдельными видами юридических лиц;
- обязать заказчиков по итогам года до 1 апреля предоставлять отчет об объеме закупок ПО, внесенного в реестр.
ФАС России
- У ведомства есть опасения, что принятие постановления введет серьезное ограничение на рынке ПО. Поэтому считают. что необходима дополнительная проработка вопроса. В рабочем порядке подготовят свои замечания и предложения.
Минэкономразвития России
- Напомнили, что основными законами, регламентирующими закупки являются Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кстати, "по 223-ФЗ проходит в 2 раза больший денежный поток, чем по 44-ФЗ".
- Ведомство сначала поддерживали инициативу ведения реестра ("чтобы упорядочить что такое "отечественный софт" наконец-то"), но в конце 2014 года поменяли свою позицию (когда доллар вырос, то покупать у российских производителей стало заметно выгоднее). И сейчас считают ограничение доступа и преференции в технологичной сфере нецелесообразными (об этом даже давали комментарии для Ведомостей).
- Ведомство опасается, что реестр заполнить не удастся, не будет внутренней конкуренции по многим позициям (менее 3х поставщиков).
- Считают актуальным риск того, что если российская компания будет знать, что у них 100% купит российский заказчик, то естественным путем снизится стимул для развития конкурентной борьбы и качество производства.
- Напомнили, что было принято Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году", в котором есть про координацию закупок импортного оборудования:
- Напомнили, что в 223-ФЗ есть следующая норма (но ее невозможно выполнить, т.к. это противоречит правилам ВТО):
8. Правительство Российской Федерации вправе установить:
1) приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
- Упомянули, что сейчас готовят предложения по косвенной поддержке российских поставщиков. Для этого есть несколько способов:
- обеспечение максимальной прозрачности на этапе закупок, публикация требований по качеству закупаемой продукции;
- проведение конференций для отечественных поставщиков не реже, чем 2 раза в год;
- предложение льготных условий исполнения контракта отечественным поставщикам.
Помимо регуляторов имеет смысл упомянуть еще одного из основных "драйверов" темы. Это Ассоциация Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт» ( АРПП «Отечественный софт» ). Ассоциация планомерно ведет работу по трем направлениям:
- разработка и популяризация критериев отечественного ПО ;
- создание реестра (каталога) программного обеспечения ;
- подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов по вопросу импортозамещения. Но по сути, популяризация идеи приоритетной закупки отечественного ПО для гос.органов при наличии отечественных аналогов.
Сейчас ее членами являются 90 компаний, а в каталоге числится более 600 программных продуктов.
По сути, в настоящий момент сложился примерно такой расклад сил: Минкомсвязь России, Совет Федерации и АРПП активно поддерживают утверждение Постановления Правительства, а ФАС России и Минэкономразвития России настроены скорее скептически и будут вносить свои предложения по тексту документа.
В настоящий момент я тоже готовлю пакет предложений, в частности, мне не нравится, как определена процедура работы с реестром, что будет при невыполнении положений о закупке отечественного ПО (кто это будет контролировать и как), в какой форме необходимо обосновывать отказ от использования отечественного ПО, что делать при обновлении ПО (сейчас есть требование по предоставлении эталонного экземпляра ПО), а также некоторые пробелы с классификатором продукции и услуг (почему-то часть кодов пропущена).
Вы также можете подготовить и направить свои замечания и предложения до 27.03.2015, это делается на соответствующей странице официального сайта .