У меня появилась еще одна книга, которую я помещаю в список "тех, что я считаю полезными и люблю дарить". Это книга-сборник статей « Друкер на каждый день. 366 советов успешному менеджеру » (Джозеф Макьярелло).
«В этой книге собраны лучшие мысли Друкера – замечательные образцы проникновения в сущность вещей. Чтение этой книги в определенной степени заменит чтение 10 тысяч страниц произведений автора.
«Каждая заметка начинается с ключевой фразы и «поговорки Друкера», выражающей основную мысль заметки. Затем следует несколько абзацев, взятых непосредственно из его работ. Заключительный абзац начинается со слов «Совет дня». Читателя приглашают задуматься над прочитанным и применить полученные знания к себе и организации, в которой он работает.»
Сборник получился просто отличный! Думаю, что каждый сможет найти что-то полезное для себя. Если кто не в курсе, то напомню, что Друкер считается "одним из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века". Он крут!
Общую оценку ставлю "5-", снизил за отсутствие навигации по книге и странную группировку статьей, искать по отдельным темам не удобно.
Выбрал несколько цитат и идей.
Общее про менеджмент и руководителей
- Задача менеджмента состоит в том, чтобы объединить людей для совместных действий, чтобы усилить их сильные стороны, а слабые преуменьшить. Поэтому менеджмент становится решающим, определяющим фактором для организации. Менеджмент должен быть основан на коммуникациях и персональной ответственности. Все работники компании должны стремиться к поставленной цели и быть уверенными, что их коллегам понятна эта цель. Все должны думать о том, что они могут дать другим, а другие, в свою очередь, должны знать, что требуется от них. Менеджмент должен давать возможность компании и каждому из ее работников расти и развиваться по мере изменения потребностей и возможностей.
- Деятельность менеджера можно разделить на пять составляющих.
- Менеджеры устанавливают стратегические цели, решают, какими они должны быть. Определяют оперативные задачи в каждой области. Решают, что необходимо сделать для выполнения этих задач, и подбирают для этого людей.
- Менеджеры систематизируют процесс. Они анализируют необходимые действия, решения и связи, классифицируют работу. Затем разделяют эту работу на задачи и распределяют их между исполнителями. Менеджеры группируют исполнителей в подразделения и подбирают людей для управления этими подразделениями.
- Менеджеры находят соответствующую мотивацию и общаются с коллективом. Они создают команды сотрудников, ответственных за различные виды работ.
- Менеджеры устанавливают критерии для оценки результатов деятельности организации в целом и каждого сотрудника в ней.
- Менеджеры отвечают за повышение квалификации работников, в том числе и своей.
- Опытные управленцы, с которыми мне приходилось встречаться или работать, придерживались четырех простых истин: 1) руководитель должен иметь сторонников; 2) не популярность, а результаты определяют авторитет руководителя; 3) руководитель постоянно находится на виду, он показывает пример для подражания; 4) руководящая должность – не чин, привилегия или деньги, а прежде всего ответственность.
- Часто руководители сосредоточены на текущих проблемах, они больше озабочены усилиями, чем результатами. Их волнует лишь то, что компания и вышестоящее начальство обязано для них делать. В первую очередь их заботит собственная власть, а не результативность действий. А эффективный руководитель сосредоточен на результате. Он смотрит вперед, за пределы своей работы в направлении целей. Он размышляет о том, как повлиять на результаты деятельности компании. Эффективный руководитель придает большое значение ответственности. Нацеленность на результат – ключ к эффективности своей работы (ее содержания, используемых стандартов), взаимоотношений с людьми (начальством, коллегами, подчиненными), используемых им как руководителем инструментов. Нацеленность на результат переключает внимание руководителя с собственных задач и задач подчиненного подразделения на деятельность компании в целом.
- Эффективные руководители соблюдают пять правил. Они знают куда уходит их время, и четко его регламентируют. Эффективные руководители нацелены на результат. Они стараются использовать сильные стороны – свои и чужие. Эффективные руководители добиваются четкого исполнения ради получения хороших результатов. Они занимаются только тем, что считают приоритетным, и принимают эффективные решения. Эффективные руководители действуют системно, соблюдая последовательность шагов. Им известно, что быстро принимаемые решения, как правило, оказываются ошибочными.
Про работников умственного труда
- Высококвалифицированные специалисты владеют средствами производства и технологиями. Головы этих людей – кладовые знаний. Такие работники – бесценный актив. Работники, занимающиеся физическим трудом, как правило, нуждаются в работе больше, чем нуждаются в них. Чего нельзя сказать о работниках умственного труда.
- Работники умственного труда знают, что могут уйти. У них есть и мобильность, и уверенность в себе. Это означает, что обращаться с ними нужно как с волонтерами, работающими в некоммерческих организациях. Первое, что такие люди хотят знать, – чем компания занимается и какие у нее цели. Затем их интересуют персональные обязанности и ответственность. Стало быть, им должна быть предоставлена соответствующая работа. Умственный труд предполагает непрерывное обучение и практику. Кроме того, работники умственного труда хотят уважительного отношения (не столько к себе, сколько к своим знаниям). Такие работники надеются сами принимать решения в сфере своей компетенции.
- Вероятно, работники умственного труда переживут организацию, в которой работают: в среднем продолжительность их трудовой деятельности составляет около пятидесяти лет, а средняя продолжительность успешного бизнеса – только 30 лет. Поэтому работники умственного труда переживут не одного предпринимателя и должны быть готовы к выполнению более чем одной работы.
- Работники умственного труда должны отвечать за использование своего интеллекта и его развитие.
Про этику и порядочность
- Несомненно, авторитетный руководитель должен быть честным и порядочным. В первую очередь эти черты отражаются на кадровых решениях. Здесь полностью проявляются моральные качества руководителя, а его поведение становится предметом для подражания. Подчиненных трудно ввести в заблуждение в том, что касается морального облика руководителя: они в течение нескольких недель оценят его честность и порядочность. Подчиненные могут простить многое: некомпетентность, беспечность или плохие манеры. Однако непорядочности люди не прощают. Они не простят также вышестоящему начальству назначения на руководящую должность непорядочного человека.
- Когда каждый работник растет как личность, организация может достичь совершенства – этим объясняется внимание, уделяемое сегодня образованию менеджера и его развитию. Когда в организации культивируются честность и компетентность, ее сотрудники растут и развиваются как личности.
- Отсутствие порядочности – очень серьезный недостаток, который может стать основанием для дисквалификации руководителя. Человека нельзя назначать на руководящую должность, если он видит в людях недостатки, а не их сильные стороны. Руководитель, который всегда точно знает, чего подчиненные не могут делать, не замечая при этом их способностей, будет подрывать дух компании. Руководителю следует быть реалистом; однако нет меньшего реалиста, чем циник.
- Человек не может быть назначен на руководящую должность, если его интересует «кто прав», а не «что правильно». Политика «кто прав» делает подчиненных осторожными, учит хитрить, избегать рискованных действий или вести политическую игру. Такое руководство побуждает подчиненных к тому, чтобы они, обнаружив допущенную ошибку, спешили скрыть ее последствия, вместо того чтобы поскорее их устранить. Не следует назначать на руководящую должность человека, который ставит интеллект выше порядочности. Никогда также не следует назначать на руководящую должность человека, который боится грамотных, умных подчиненных, и того, кто не придерживается высоких стандартов в своей работе.
- Необходимо также учитывать свои личные ценности: совместимы ли они с вашей работой? Если они конфликтуют, всегда выбирайте ценности. Поступки, противоречащие вашим ценностям, развращают; в конце концов они обессилят и разрушат вас.
Про инновации
- В повседневном управлении каждой компанией – и не только коммерческой – должны выполняться четыре предпринимательских правила. Во-первых, следует отказаться от изделий, услуг, процессов, рынков, каналов распространения и т. п., которые больше не являются оптимальным вложением ресурсов. Во-вторых, каждая компания должна непрерывно совершенствоваться. В-третьих, она должна извлекать пользу из изменений, особенно успешных. И в-четвертых, систематически заниматься инновационной деятельностью – создавать будущее, не дожидаясь, пока устареют даже самые успешные ее продукты. Подчеркиваю: выполнение этих правил не только желательно; сегодня это условие выживания.
- Не держитесь за прошлое. Нет ничего тяжелее, затратнее и бесполезнее, чем пытаться уберечь труп от разложения.
- Эффективные руководители знают, что должны обеспечить надлежащее выполнение множества задач, поэтому они сосредоточены и требовательны. Чтобы сконцентрировать силы в одном направлении, опытные управленцы в первую очередь избавляются от того, что перестало быть эффективным.
- Если компания не избавляется систематически и целенаправленно от прошлого, она не будет поспевать за событиями. Она будет тратить ресурсы на то, от чего давно следует отказаться. Результатом станет постоянная нехватка ресурсов, особенно талантливых, квалифицированных подчиненных, стремящихся использовать появляющиеся возможности.
- Инновационные компании не расходуют время и ресурсы на защиту вчерашнего дня. Отказываясь от того, что устарело, они освобождают ресурсы, особенно ценнейший из них – способных людей, для работы на перспективу.
Прочее
- Существует два способа изменить мир: с помощью пера (опираясь на идеи) или меча (используя силу).
- Именно потому что изменения происходят постоянно, основы должны быть особо прочными.
- Самый лучший план – только хорошие намерения, если он не воплощается в действие.
- Для того чтобы ответственность приобрела конкретные очертания, она должна быть не проповедью, церемонией или благими намерениями. Она должна быть практикой.
- Вопрос, на который необходимо ответить, для того чтобы четко определить цель и миссию бизнеса: что потребитель считает ценным? Возможно, это наиболее важный вопрос. Тем не менее его задают нечасто. Одна из причин этого в том, что менеджеры совершенно уверены: они знают ответ. Как правило, они определяют ценность как качество. Но такое определение почти всегда ошибочно. Потребитель никогда не покупает продукт. По определению потребитель покупает удовлетворение желания. Он покупает то, что для него представляет ценность.
- Падение отрасли начинается с прекращения поиска квалифицированных, талантливых и амбициозных людей.
- Самая большая трата ресурсов организации, с которой мне приходилось сталкиваться, – неудачное продвижение работника по службе.
- Мы знаем, что работа – это и бремя, и потребность, проклятие и благословение. Безработица ведет к серьезным психологическим нарушениям не из-за экономических лишений, а прежде всего потому, что подрывает чувство собственного достоинства. Работа – это развитие личности, достижение, возможность ощутить свою ценность и состоятельность.