Книга. Навыки эффективной презентации

Книга. Навыки эффективной презентации
Сегодня прочитал одну из самых странных книг про подготовку и проведение презентаций, а именно «НЛП: навыки эффективной презентации» (Роберт Дилтс). Она разительно отличается от других по данной теме и, несмотря на название, скорее даже не про презентации (в "классическом" понимании), а про обучающие курсы и тренинги. Это, кстати, довольно странно... Может перевод неточный?! 

Ну, ладно. Вот, что автор говорит о цели книги (эту цитату я нашёл уже в самом конце):
«Великий древнегреческий философ Аристотель утверждал, что эффективный оратор должен обладать тремя основными качествами: «1) мыслить логически; 2) понимать характер людей и 3) понимать эмоции». Эти три качества, по-видимому, так же актуальны сегодня, как и двадцать пять столетий назад. Цель этой книги – помочь вам приобрести некоторые из ключевых навыков, которые будут способствовать развитию этих качеств.»

Именно про ключевые навыки оратора, а точнее преподавателя/тренера/коуча, и будет рассказывать автор, а также давать задания для их закрепления...

Книга довольно старая, 1994 года, я давно хотел её прочитать, но долгое время не мог найти... Текст и идеи не самые простые и, если вы не знакомы с другими произведениями автора (очень рекомендую "Фокусы языка"), то лучше эту книгу пока отложить... Вот пример:
«Одна из целей эффективной презентации – помочь обучающимся расширить свое восприятие и когнитивные карты пространства восприятия конкретной идеи, концепции или задачи в терминах способа представления этой идеи, концепции или задачи и их базовых аксиом. Другая цель – создание и обогащение связей между когнитивными картами и различными типами референтного опыта.»

Именно из-за этой сложности и неудобной структуры книги, общую оценку поставлю "4", хотя в книге много хороших идей и моделей.

Выбрал несколько цитат:
«Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении других людей:
1) сообщить информацию;
2) развлечь;
3) научить;
4) создать мотивацию.»

«Сообщить информацию – это значит дать другим людям ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты. Развлечь – значит создать у других людей позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние. Научить – означает связать знания или информацию с релевантным референтным опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие. Создать мотивацию – значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы люди захотели действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все.»

«На основе большого числа наблюдений за людьми, которые умеют эффективно общаться с окружающими, были выделены три универсальные характеристики такого человека.
1. Он ясно формулирует желаемый результат, достижение которого можно проверить.
2. Он обладает способностью осознания и навыками наблюдения, которые позволяют ему получать обратную связь о движении к нужному результату.
3. Он проявляет гибкость в поведении и постоянно меняет и корректирует коммуникацию, чтобы достичь желаемого результата. Если один подход не работает, он легко может переключиться на другой.
Эти характеристики имеют отношение к модели ТОТЕ.»

«Одна из эффективных форм совместного обучения обусловлена тем обстоятельством, что люди имеют отличные друг от друга карты мира. Способ, которым один из участников представляет определенную идею или концепцию, может автоматически стимулировать новые перспективы у остальных.»

«Базовый процесс обучения включает установление связи между когнитивными картами и референтным опытом. Относительно базового процесса цель презентации состоит в том, чтобы:
1) предоставить когнитивные пакеты в вербальной или и символьной форме;
2) помочь слушателям сформировать когнитивные карты для изучаемой идеи или концепции;
3) активизировать или создать определенный референтный опыт;
4) облегчить связь между когнитивными пакетами и картами и соответствующим референтным опытом.»

«Есть три основных вида референтного опыта: 1) опыт, связанный с памятью о прошлых событиях; 2) текущий опыт, происходящий в окружении в данный момент; 3) воображаемый или конструируемый опыт (чаще всего связан с будущим).»

«Не существует единственно правильного способа обучения и преподавания. Существует множество стратегий, которые будут более или менее эффективными в зависимости от особенностей отдельных индивидов, задачи обучения и контекста.»

«Речь – это только один из способов коммуникации. Невербальная коммуникация так же важна, как и вербальная, если не важнее. Слова, как правило, представляют то, что человек осознает, в то время как невербальное поведение отражает то, что находится за пределами его осознания. Люди будут подавать вам множество неосознаваемых невербальных сигналов, которые вы сможете использовать, если научитесь наблюдать их и реагировать на них.»

«Одним из важнейших факторов, обусловливающих эффективность презентации, является состояние группы. Состояние индивида влияет на его способность к обучению и уровень мотивации. Состояние связано с внутренним ощущением слушателей. Может, они устали? Может, раздражены? Может, настроены скептически?
Слушатели будут получать сообщения по-разному, в зависимости от их состояния и воспринимаемого ими статуса ведущего презентации. Если они считают ведущего экспертом, они воспримут сообщение не так, как если бы считали его ровней себе.»

«Ключевой элемент эффективной презентации – понимание различных стилей мышления и стадий цикла обучения и управление ими.»

«Люди всегда действуют, исходя из позитивного намерения. Эффективная работа с сопротивлением и помехами в группе подразумевает поиск и осознание намерения, или сообщения, стоящего за сопротивлением, и предоставление других возможностей для реализации этого намерения.»

«В целом, мотивационное пространство процесса обучения включает убеждения и ожидания, связанные с основными компонентами изменений:
1) желательность результата;
2) уверенность, что определенные действия приведут к нужному результату;
3) оценка уместности и сложности определенных действий (независимо от уверенности в том, что они приведут к нужному результату);
4) убеждение в собственной способности осуществить требуемые действия;
5) ощущение собственной значимости или разрешения в связи с данными действиями и результатом.»

«Для максимально эффективного участия слушатели должны: а) хотеть участвовать в процессе обучения; б) знать, как использовать соответствующие навыки и стратегии в качестве инструмента обучения; в) иметь возможность применить необходимые навыки.»

«Есть различные приемы, помогающие стимулировать участие в работе группы и управлять им:
– привлекать слушателей к участию, стимулируя физические действия;
– подчеркивать сходство и различие между точками зрения участников;
– задавать вопросы, выражающие сомнение или одобрение, и поощрять новые точки зрения;
– предоставлять инструменты, средства и ресурсы;
– предоставлять обратную связь, делать предположения, просить интегрировать и синтезировать идеи;
– переключать каналы коммуникации с помощью записей, слайдов, плакатов и т.д.»

«Подводя итог, мы можем выделить три основных рабочих принципа эффективной коммуникации.
1. Фрейм результата. Необходимо поддерживать ориентацию на цель, которой вы хотите достичь, а не на проблему, которой вы стремитесь избежать. Даже если вы пытаетесь справиться с проблемой, важно делать это в контексте более широкого видения и достижения цели.
2. Фрейм обратная связь, а не поражение. Если данный подход не работает, основываясь на том, что при этом происходит, вы можете получить обратную связь о том, что делать, чтобы добиться успеха (т. е. научиться на своих ошибках). Иногда вам даже необходимо сделать то, что, как вы знаете, не приведет к нужному результату, чтобы получить обратную связь о том, каким должен быть ваш следующий шаг.
3. Фрейм гибкости. А. Всегда рассматривайте, по меньшей мере, две возможности отступления, прежде чем приступите к каким-то конкретным действиям Б. «Если то, что вы делаете, не работает, попробуйте что-то еще, попробуйте хоть что-нибудь еще». Почти любые действия будут лучше, чем продолжать делать то, что, как вы уже убедились, не работает.»

Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Антивирус для мозга!

Лечим цифровую неграмотность без побочных эффектов

Активируйте защиту — подпишитесь

Andrey Prozorov

Информационная безопасность в России и мире