Идея создания команд на основе ролей (неформальных и формальных) - одна из интереснейших концепций менеджмента. Самой известной и, пожалуй, самой полезной теорией является подход доктора Мередита Белбина. Он изучил компоненты и поведение высокоэффективных команд и смог выявить 9 важных командных ролей.
Каждой роли присущи свои сильные и слабые стороны, поэтому следует подобрать правильную комбинацию для решения определенных задач ("баланс ролей").
Итак, роли:
Чуть более подробно в майндкарте (в PDF тут ):
А еще можно почитать по теме:
P.S. Обратите внимание, что в более ранних работах автора фигурирует меньше ролей. Например, когда несколько лет назад я знакомился с данной концепцией, автор отдельно не выделял роль "Специалиста/Эксперта"...
Каждой роли присущи свои сильные и слабые стороны, поэтому следует подобрать правильную комбинацию для решения определенных задач ("баланс ролей").
Итак, роли:
- Plant (Генератор идей). Креативный, оригинальный мыслитель, который придумывает новые идеи.
- Monitor evaluator (Аналитик / Критик). Оценивает предложения с точки зрения возможных вариантов и "лучших практик".
- Specialist (Специалист). Профессионал, обладающий высокой экспертизой и знаниями, гордится своей работой. Приносит вклад только в узкой сфере своей профессиональной экспертизы.
- Shaper (Мотиватор). Помогает группе при старте проекта, мотивирует. Поддерживает интерес к проекту.
- Implementer (Реализатор). Преобразует стратегический план в конкретные задачи и выполняет их.
- Comleter / Finisher (Завершитель / Контролер). Готовит отчеты о работе группы, контролирует срок и качество исполнения работ.
- Co-ordinator (Координатор). Руководит группой, создает планы по достижению результатов.
- Teamworker (Командный игрок / Вдохновитель команды). Стремиться поддерживать команду в целом и конкретных людей в частности, вносит гармонию в работу группы, сглаживает конфликты.
- Resource Investigator (Исследователь ресурсов). Помогает в поиске и налаживании внешних связей и получении необходимых группе ресурсов.
- Как организовать, укрепить и повысить эффективность команд (с точки зрения решения бизнес-задач)?
- Как повысить эффективность отдельных членов команды?Возможно они просто занимаются не предназначенными для них задачами (не их роль)...
- Как стать лидером в команде?Обратите внимание, что можно стать лидером не только находясь на роли координатора или мотиватора, лидером может быть любой человек, хорошо справляющийся со своей ролью...
Чуть более подробно в майндкарте (в PDF тут ):
А еще можно почитать по теме:
- Сайт - http://www.belbin.com
- Книга "Team Roles at Work"
- Краткое описание ролей (вклад в общее дело и слабые стороны)
- Список задач, которые выполняют и не выполняют конкретные роли
P.S. Обратите внимание, что в более ранних работах автора фигурирует меньше ролей. Например, когда несколько лет назад я знакомился с данной концепцией, автор отдельно не выделял роль "Специалиста/Эксперта"...