Произведение "Первый среди равных" (Патрик Маккена и Дэвид Мейстер) произвело на меня глубокое впечатление. Книга содержит много полезных советов и идей про лидерство и управление командой. С ними полезно будет познакомиться как формальным руководителям коллективов, так и людям, ориентированным на повышении личной эффективности. По моему личному рейтингу книга набирает твердую "4".
Авторы в доступной форме постарались донести до читателя максимальное количество полезной информации. Книга разделена на 4 части:
Далее несколько идей из книги:
name='more'>
Авторы в доступной форме постарались донести до читателя максимальное количество полезной информации. Книга разделена на 4 части:
- Про то, что такое лидерство и в чем состоит роль руководителя
- Про то, что должен делать руководитель, желающий вести членов команды за собой, вдохновлять и направлять их
- Про то, из чего состоит управление
- Про то, как планировать и реализовывать развитие коллектива, его будущее
- отличительные особенности хорошей/эффективной команды;
- основные задачи руководителя-лидера;
- способы вдохновения и мотивации персонала;
- способы завоевывания и укрепления доверия;
- особенности работы с новыми сотрудниками и молодыми специалистами;
- основные элементы наставничества;
- способы разрешения межличностных конфликтов и кризисов;
- подходы к оценке персонала;
- и многое другое.
Далее несколько идей из книги:
name='more'>
- Лидером может быть только тот, кто в состоянии обеспечить эффективную работу окружающих его людей.
- Особенности хорошей команды:
- Все члены группы знают ее назначение, основные направления деятельности и приоритеты;
- Сотрудники могут полагаться друг на друга и уверены в полной самоотдаче друг друга;
- Члены команды делятся друг с другом соображениями по поводу коллективных побед и поражений;
- Коллеги умеют с искренним интересом слушать чужое мнение;
- Достижения отдельных членов получают признание и поддержку всего коллектива;
- Сотрудники дорожат временем друг друга;
- Члены коллектива считают взятые на себя обязательства святыми и нерушимыми;
- Коллеги помогают друг другу в профессиональном росте, радуются прогрессу товарищей;
- В деловых отношениях существует высокая взаимная требовательность и готовность оказать поддержку друг другу;
- Сотрудники считают успех компании своим личным успехом;
- Члены группы делятся друг с другом деловыми контактами, информацией и приемами работы;
- Каждый вносит вклад в сплоченность команды;
- Группа обладает необходимыми ресурсами, полномочиями и поддержкой для достижения поставленных целей;
- Работники ощущают личную принадлежность к команде.
- Задачи лидера:
- Излучать энергию и бодрость;
- Быть источником творческих идей, стимулировать инициативу и творчество других;
- Прививать людям стремление работать в коллективе;
- Ставить такие общие цели, которые каждым работником будут восприниматься как его собственные;
- Помогать членам команды в решении возникающих проблем – облегчать им дорогу к успеху;
- Помогать своим сотрудникам разобраться в поставленных задачах;
- Обеспечивать соблюдение незыблемых стандартов поведения: добросовестности, доброжелательности и принципиальности;
- Быть «совестью» группы – уметь оказывать мягкое давление на тех, кто забывает о самодисциплине;
- Стимулировать и поощрять стремление к максимальной самоотдаче.
- Лидер заряжает людей энергией и оптимизмом.
- Лидер может правильно оценить человека и использовать его сильные стороны на общее благо.
- Важно не жалеть время на личное общение, при этом находится в поиске общих точек контакта.
- Смена парадигмы лидерства с "делай как я" на "чем я могу тебе помочь".
- Важным навыком лидера является дар вдохновлять.
- Привычка активного слушания заключается в умении анализировать чувства собеседника и соответствующим образом реагировать на них.
- Способы укрепления взаимоотношений:
- Быть эхом партнера. Избегать критики, чутко внимать к словам и лишь потом начинать действовать
- Сначала слушать и пытаться понять;
- Временами делать то, что не ожидают;
- Говорить о вещах, значимых для нас обоих;
- Общаться чаще, быть прямым и открытым;
- Давать понять, что мне приятно находиться в его обществе;
- Высказывать одобрение действиям, не используя штампы;
- Совместно развлекаться;
- Стремиться разрешать проблемы как можно скорее
- Наставник действует в случаях, если один из членов группы:
- Плохо представляет пути и способы профессионального роста;
- Просит совета, помощи или поддержки;
- Приступает к выполнению новой задачи;
- Находится в недоумении и тревоге;
- Испытывает разочарование;
- Слишком зависит от собственного настроения;
- Проявляет желание совершенствовать свои навыки;
- Не соблюдает в профессиональной деятельности общепринятых стандартов;
- Негативно относится к порученному делу и заражает своим пессимизмом других.
- Про доверие. Я доверяю людям, когда они:
- Ставят меня в известность о том, что может повлиять на мою карьеру, на взаимоотношения с клиентами;
- Делятся со мной своими взглядами и способны признавать собственные ошибки;
- Обязательны и верны своему слову;
- Могут откровенно сказать, что не в состоянии выполнить мою просьбу;
- Заранее предупреждают о невозможности закончить работу в оговоренный срок – это позволяет мне внести корректировки в свои планы;
- Просят моего совета, а затем либо следуют ему, либо объясняют, почему поступили иначе;
- Не зная ответа на вопрос, говорят об этом прямо и не пытаются пустить пыль в глаза;
- Выражают свое несогласие в уважительной форме и предлагают собственный способ разрешить проблему;
- Способны честно сказать, чем я огорчил их или обидел.