Сегодня расскажу про еще одну движущую силу / элемент (enabler), которая рассматривается в документе "COBIT5 for IS". А именно "Principles, Policies and Frameworks".
Напомню, что всего их 7: 1.Principles, Policies and Frameworks; 2.Processes; 3.Organisational Structures; 4.Culture, Ethics and Behaviour; 5.Information; 6.Services, Infrastructure and Applications (про них писал тут ); 7.People, Skills and Competencies
В данном блоке можно найти полезную информацию по следующим направлениям:
ISACA рассматривает следующие принципы ИБ:
Напомню, что всего их 7: 1.Principles, Policies and Frameworks; 2.Processes; 3.Organisational Structures; 4.Culture, Ethics and Behaviour; 5.Information; 6.Services, Infrastructure and Applications (про них писал тут ); 7.People, Skills and Competencies
В данном блоке можно найти полезную информацию по следующим направлениям:
- Основные принципы ИБ (привожу полностью)
- Содержание политики ИБ (ни чего интересного и нового, поэтому не пишу обзор)
- Перечень и содержание частных политик ИБ (привожу перечень и комментирую некоторые из них)
- Жизненный цикл политик (тоже достаточно просто и не много новой информации, написано в основном про необходимость актуализации; обзор не даю)
Принципы ИБ
ISACA рассматривает следующие принципы ИБ:
- Support the business // Поддержка бизнеса
- Focus on the business // Фокус на бизнес Ensure that IS is integrated into essential business activities.
- Deliver quality and value to stakeholders // Предоставление качества и ценности для заинтересованных лиц Ensure that IS delivers value and meets business requirements
- Comply with relevant legal and regulatory requirements // Соответствие требованиям регуляторов
Ensure that statutory obligations are met, stakeholder expectations are managed, and civil or criminal penalties are avoided - Provide timely and accurate information on IS performance // Предоставление своевременнной и точной информации о состоянии ИБ
Support business requirements and manage information risk - Evaluate current and future information threats // Оценка текущих и будущих угроз ИБ
Analyse and assess emerging IS threats so that informed, timely action to mitigate risk can be taken - Promote continuous improvement in IS // Постоянное совершенствование Reduce costs, improve efficiency and effectiveness, and promote a culture of continuous improvement in IS
- Defend the business // Защита бизнеса
- Adopt a risk-based approach // Использование риск-ориентированного подхода
Ensure that risk is treated in a consistent and effective manner - Protect classified information // Защита конфиденциальной информации
Prevent disclosure of classified (e.g., confidential or sensitive) information to unauthorized individuals - Concentrate on critical business applications // Концентрация на критичных для бизнеса системахPrioritise scarce IS resources by protecting the business applications on which an IS incident would have the greatest business impact
- Develop systems securely // Внедрение надежных систем
Build quality cost-effective systems on which business people can rely (e.g., that are consistently robust, accurate and reliable)
- Promote responsible IS behaviour // Поощрение ответственного поведения (ИБ)
- Act in a professional and ethical manner // Ориентир на профессиональную этику
Ensure that IS-related activities are performed in a reliable, responsible and effective manner - Foster an IS-positive culture // Способствование положительной культуры ИБ
Provide a positive IS influence on the behaviour of end users, reduce the likelihood of IS incidents occurring, and limit their potential business impact
Перечень частных политик ИБ
- Access Control Policy (Политика контроля доступа)
- Personnel Information Security Policy ( Политика управление персоналом)
- Physical and Environmental Information Security Policy (Политика физической безопасности)
- Security Incident Response Policy (Политика управления инцидентами ИБ)
- Business continuity and disaster recovery policy (Политика управления непрерывностью бизнеса)
- Asset management policy (Политика управления активами)
- Rules of behaviour (acceptable use) (Политика допустимого использование активов)
- Information systems acquisition, software development and maintenance policy (Политика приобретения, внедрения и поддержки ИС)
- Vendor management policy (Политика взаимодействия с партнерами)
- Communication and operation management policy (Политика взаимодействия и оперативного управления ИБ)
- Compliance policy (Политика соответствия требованиям)
- Risk management policy (Политика управления рисками)
Общие выводы
- Понравилось разделение принципов на группы и сами принципы
- Я считаю, что представленный перечень политик нельзя назвать исчерпывающим, хотя они и покрывают многие области ИБ. Примеры и описание политик дают новые идеи и мысли о документировании требований ИБ. На что обратил внимание / что понравилось:
- В очередной раз встречаю ссылку на одну из моих любимых политик - политику допустимого использования активов. С ней знаком по ISO 27001 A.7.1.3, уже несколько раз создавал сам, но кроме своих вариантов и аналогов на английском языке ни разу не встречал в российских компаниях, видел только отдельные документы (типа, политики использования эл.почты и сети интернет). Суть документа проста: в нем определены правила использования сотрудниками основных сервисов и активов, а также общие правила конфиденциальности. Вот что рекомендует ISACA включать в политику: общие правила конфиденциальности, правила использования корпоративными системами и активами, правила использования сети Интернет, эл.почты, сервисов мгновенных сообщений, удаленного доступа, мобильных устройств и фото/видео камер, принтеров, сканеров и факсов, персональных компьютеров для рабочих целей, а также поведение вне офиса (в социальных сетях и блогах).
- В политике управления доступом предлагают разделять логический и физический доступ, для каждого из которых следует определить жизненный цикл (от предоставления до отзыва прав).
- В политике по проверке персонала помимо стандартных требований (как это было в ISO 27001 A.8) по проверке персонала при приеме, есть требования про наличие планов и приоритетов развития ключевых специалистов; про сбор, ведение и регулярную актуализацию информации о навыках и компетенции специалистов. Такое встречается редко, но крайне полезно и для вопросов ИБ, и для повышения эффективности взаимодействия персонала, и для достижения компанией целей, и для мотивации персонала.
- В политике физической безопасности разделяют требования по контролю и правам доступа для посетителей, работников и партнеров/вендоров (про выделение последних в отдельную категорию я уже не раз слышал и догадывался, вот теперь нашел примеры подтверждения).
- Интересна политика соответствия требованиям, в реальной жизни я ни разу не встречал аналогов, хотя для ряда компаний ее создание было бы необходимо. В ней требуется указывать те требования, которые необходимо выполнять для соответствия, необходимые метрики, а также правила сбора и хранения подтверждающих соответствие материалов. Такую политику можно создавать и в рамках 152-ФЗ, и при получении лицензий/аттестатов соответствия по ИБ, и прочих требованиях регуляторов (и внешних и внутренних).
- Интересны и редковстречаемы политики управления активами, взаимодействия с партнерами, взаимодействия и оперативного управления ИБ.