Принципы постановки цели

Принципы постановки цели
Существует несколько подходов к правильному формулированию целей, самые известные из них: SMART и ХСР (хорошо сформулированный результат). Первая методология часто используется в бизнесе, вторая в психологии. На мой взгляд, второй подход удобнее и полезнее, однако я предпочитаю использовать некую сводную обобщенную схему:



Не буду рассматривать каждую методологию в отдельности, лучше прокомментирую обобщенную схему, содержащую уже не 5, а 7 шагов. При постановке целей необходимо ориентироваться на следующие моменты:


  1. Позитивная формулировка
  2. Конкретность и достижимость
  3. Сенсорность результата
  4. Личный контроль
  5. Ограниченность во времени
  6. Экологичность и уместность
  7. Понимание 1го шага
name='more'>
1. Позитивная формулировка предполагает, что, определяя цель, мы указываем чего хотим достигнуть, а не избежать. Также желательно отказаться от частицы "не". 
Не правильно: "хочу бросить курить", "хочу перестать бояться темноты", "хочу не проиграть", "хочу не беспокоиться о заработке" 
Правильно: "хочу контролировать свое желание курить", "хочу научиться получать удовольствие от ночных прогулок", "хочу выиграть/свести к ничье", "хочу иметь пассивный доход и 1000000$ на банковском счете"

2. Конкретность и достижимость подразумевают однозначное понимание цели, а также принятие того факта, что ее можно достичь.
Не правильно: "хочу любви", "хочу много денег", "хочу больше зарабатывать", "хочу машину прямо сейчас", "хочу 1.000.000.000.000.000$", "хочу жить 500 лет", "хочу пробежать марафонскую дистанцию менее чем за час".
Правильно: "хочу жениться", "заработать за год 1.000.000 рублей", "пробежать марафонскую дистанцию менее чем за 4 часа".

3. Сенсорность результата предполагает, что есть конечный результат (финиш), который определяет, что цель мы все-таки достигли. Важно четкое представлять критерии достижения цели.
Не правильно: "хочу много денег", "хочу машину", "хочу сделать свой блог популярным".
Правильно: "хочу 1 000 000$ наличными", "хочу мерседес S-класса черного цвета 2010 года или новее", "хочу, чтобы у моего блога было 1000 подписчиков"

4. Личный контроль подразумевает понимание и принятие личной ответственности за результат. 
Не правильно: "хочу, чтобы мне платили 200.000$ в месяц".
Правильно: "обеспечить объем продаж в месяц от 10.000.000$ и обосновать руководству необходимость повышения зарплаты до  200.000$ в месяц".

5. Ограниченность во времени предполагает понимание временных рамок, когда цель должна быть достигнута. Есди этого не сделать, то существует большая вероятность того, что цель будет регулярно откладываться и переноситься.
Не правильно: "хочу 1.000.000$".
Правильно: "хочу r 01.01.2015 заработать 1.000.000$", "хочу за 2012 год повысить объем продаж на 30%"

6. Экологичность и уместность подразумевает, что сама цель и ее достижение удобны для человека, отсутствуют какие-либо внутренние протесты, и не нарушаются ценности и приоритеты, а также (желательно) чтобы достижение этой цели продвигало к достижению более крупной цели. Так большой заработок иногда может предполагать постоянные командировки и задержки на работе, хотя хотелось бы больше времени проводить с семьей, или получение 2го высшего образования не является необходимостью или большой ценностью для человека, то имеет смысл или подкорректировать цель или поработать со своими убеждениями, ценностями и приоритетами.

7. Понимание 1го шага тоже очень важно для любой цели, даже для самой отдаленной. 1м шагом может быть и простой сбор информации, или накопление какого-нибудь небольшого стартового капитала, или запись на учебу/тренинг.

P.S. Данные положения крайне полезно понимать и применять в отношении не только себя, но и своих подчиненных...

Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Ищем баги вместе! Но не те, что в продакшене...

Разбираем кейсы, делимся опытом, учимся на чужих ошибках

Зафиксируйте уязвимость своих знаний — подпишитесь!

Andrey Prozorov

Информационная безопасность в России и мире