На первых майских праздниках прочел книгу "BPM CBOK 3.0. Свод знаний по управлению бизнес-процессами". Я стараюсь достаточно глубоко погружаться в тематику измерения процессов и, вообще, "процессного подхода" (конечно, в контексте ИТ и ИБ), поэтому я просто не смог пропустить эту книгу, когда увидел ее в магазине...
Мои ожидания были довольно радужными. Этож сколько можно было полезного по теме уместить в 500-страничный гайд! Но я как-то не обратил должного внимания на вот эту фразу в самом начале книги:
"Уважаемый читатель! Вы держите в рука не справочник, не учебник и не стандарт. Хотя что-то от всего перечисленного в этой книге есть, но все же другой, отдельный жанр - "свод знаний". Эта книга "всего лишь" разбирает основные понятия Управления бизнес-процессами (BPM) и очень конспективно рассматривает основные имеющиеся в этой области подходы, методы и средства. Именно основные - не претендуя на всеохватность."
И вот именно глубины и всеохватности мне и не хватило. В книге слишком много "воды", а темы рассмотрены слишком поверхностно. Возможно, представленной информации будет достаточно для первого знакомства с "процессным подходом", но если вы уже разбирались с темой (например, успели повнедрять ISO 27001, ISO 22301, ITIL или СOBIT), то будет скучно. Хотя сама тема BPM, конечно же, заслуживает нашего внимания!
Управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) - это концепция управления, увязывающая стратегию и цели организации с ожиданиями и потребностями клиентов путем соответствующей организации сквозных процессов. BPM сводит воедино стратегию, цели, культуру и организационную структуру, роли, политики, нормативы, методологии и программные средства для: а) анализа, проектирования, внедрения, управления и непрерывного улучшения сквозных процессов и б) регулирования отношений в области процессного управления.
Что мне не понравилось в книге, какие мои ожидания не были удовлетворены?
- Странно, что в книге по управлению процессами само понятие "процесс" слишком запутано и размыто определено. При этом в разных главах этот термин употребляется с разным смыслом и толкованием. Также, на мой взгляд, очень слабо объяснена разница между основным и вспомогательными процессами и идея "добавочной ценности".
- Мне не понравилась модель зрелости процессов, представленная в книге. Она слишком общая, мало примеров, отсутствует перечень конкретных атрибутов для каждого из уровней. Мне есть с чем сравнивать, модели CMMI, ISO 15504 и их вариации в COBIT4.1 и COBIT5, намного полезнее и конкретнее...
- Я ожидал от книги новых идей и моделей про измерение процессов, ведь вопросам анализа процессов отведено очень много страниц. Но нашел лишь общие мысли по теме... Даже в моем блоге по тегу " Метрики " можно найти больше конкретных и полезных материалов.
Но есть и то, что мне понравилось.
- Кратко, но довольно толково повторили идею непрерывного совершенствования процессов на примере цикла PDCA. Напишу про это в следующей заметке.
- Мне понравился краткий обзор основных нотаций описания процессов (BPMN2.0, Дорожки (Swimlanes), Блок-схемы (Flow charts), EPC (Event-Driven Process Chain), UML (Unified Modeling Language), IDEF (Integrated Definition Language), Карты потоков создания ценности (Value stream mapping) и общие мысли про моделирование процессов. Адаптирую под свои нужды и заберу в презентацию про процессный подход в ИБ.
- Хорошо расписаны основные роли при управлении процессами, особенно много полезного написано про "владельца процесса".
- Неплохо рассказано про анализ процессов, но тоже лишь общие мысли.
- Порадовала забавная идея про "греховное" поведение при измерениях. По сути, это про типовые ошибки при выборе метрик, проведении измерений и анализе их результатов. Напишу про это отдельную заметку.
- Отметил для себя еще одну вариацию определения терминов "измерение" и "метрика". Про эту проблему я уже писал одну заметку , а здесь приведу цитаты из книги:
Измерение - это количественная оценка данных (или набора данных), удовлетворяющая требованиям стандарта и качества (точность, полнота, непротиворечивость и актуальность). Например, возьмем "10 сантиметров" в качестве примера измерения. Сантиметры - это стандарт, "10" показывает, сколько единиц или долей стандарта получено.
Метрика - это количественная мера заданного атрибута системы, компоненты или процесса. Метрика - это производное значение, получаемое из результатов измерений путем экстраполяции или математической обработки. Например, доля бракованной продукции по отношению к общему объему произведенной продукции. Учитывая, что производительность и результативность, как правило, являются функцией от одной или нескольких из четырех базовых измерений (время, стоимость, производительность и качество), они относятся скорее к метрикам, чем к измерениям.
Индикатор - это представление измерения или метрики в простой или интуитивно понятной форме для облегчения сравнения с эталоном или заданным целевым значением. Пример индикатора: "зеленый цвет - хорошо, красный - плохо".
Метрики можно классифицировать по трем типам: метрики продукции, метрики процесса, метрики проекта.
Вот как-то так, получается, что каких-то откровений от книги ждать не стоит, но получить базовое представление о процессном подходе можно.