Повышение осведомленности и обучение персонала является очень важной и полезной мерой обеспечения информационной безопасности. Многие руководящие документы и стандарты требуют (рекомендуют) разработать соответствующую программу и запустить процесс. Вот несколько ссылок:
К сожалению, как правильно создавать программу повышения осведомленности и обучения персонала, как внедрять процесс обучения и регулярно улучшать его мы в них не найдем. Для поиска новых хороших идей нам будет полезен документ NIST SP 800-50 "Building an Information Technology Security Awareness and Training Program" . Да. он ужен не новый (октябрь 2003), но все равно остается полезным и актуальным (да, и аналогов я вроде не встречал).
- ISO 27001 (см. 4.2.2 e), 5.2.2, A.8.2.2)
- ISO 22301 (см. 7.3)
- в COBIT 5 много упоминаний, самые значимые тут: Information Enabler:Awareness Material; Services, Infrastructure and Applications Enabler: Security Awareness; Enabler: Culture, Ethics and Behaviour; Process: BAI08 Manage Knowledge, APO07.03 Manage Human Resources. Maintain the skills and competencies of personnel.
- часто встречается и в SANS top 20
Про повышение осведомленности есть даже в 152-ФЗ (ст. 18.1 1.6):
6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.
В документе можно найти информацию о том, как:
- Select awareness and training topics // Выбрать темы обучения и повышения осведомленности
- Find sources of awareness and training material // Найти необходимые ресурсы
- Implement awareness and training material, using a variety of methods // Внедрить материалы по повышению осведомленности
- Evaluate the effectiveness of the program // Оценить программу
- Update and improve the focus as technology and organizational priorities change // Обновлять и совершенствовать программу
Понятно прописано, зачем вообще повышать осведомленность и обучать сотрудников. Все просто, они должны знать и понимать:
- свои роли и ответственность
- требования и процедуры информационной безопасности, принятые в организации
- общие вопросы использования ИТ-ресурсов и обеспечения информационной безопасности
NIST в явном виде разделяет следующие виды обучения: Awareness (повышение осведомленности), Training (проведение тренингов), Education (формализованное обучение/курсы). Их взаимосвязь можем видеть на схеме:
Помимо этого, в документе можно найти:
- перечень ролей и ответственности
- рекомендации по разработке программы повышения осведомленности и обучения (включая структуру плана)
- рекомендации по оценке персонала и оценке программы
- советы по разработке обучающих материалов, включая перечень рекомендуемых тем
- мысли и идеи по ресурсам, необходимым для разработки обучающих материалов, и рекомендации по передаче этой задачи на аутсорсинг
- техники представления (распространения) обучающих материалов
- советы по пересмотру обучающих материалов и программы
- индикаторы успеха программы обучения
- различные шаблоны документов и примеры постеров (они будут далее)
- использование паролей (создание, частота смены, сложность и безопасность )
- защита от вредоносного ПО
- последствия несоблюдения политики ИБ
- появление электронных писем от незнакомых людей и открытие вложений
- использование сети Интернет (включая мониторинг компанией активности пользователей)
- спам
- резервное копирование и восстановление информации
- вопросы социальной инженерии
- управление инцидентами (кому звонить?, что делать?)
- защита от просмотра информации посторонними ("shoulder surfing") (включая политику "чистого экрана", ввод паролей, PIN-кодов и пр.)
- безопасность оборудования от окружающей среды (огонь, вода, пыль, физический доступ)
- передача информации и оборудования третьим лицам
- работа из дома и использование корпоративных систем для личных целей
- использование портативных (?мобильных) устройств (с учетом физической безопасности и подключения к неизвестным сетям wifi)
- передача конфиденциальной (чувствительной) информации по сети Интернет (в том числе использование криптографии)
- безопасность ноутбуков вне территории организации
- использование персонального ПО и АО
- использование корпоративных систем
- регулярное обновление корпоративных систем и ПО
- использование лицензионного ПО
- вопросы контроля доступа (включая минимальные привилегии и разделение обязанностей)
- персональная ответственность пользователей и соглашение о неразглашении
- контроль доступа на территорию и правила взаимодействия с посетителями
- безопасность рабочих мест (включая политику "чистого экрана", доступа посетителей и коллег, контроля доступа и пр,)
- защита конфиденциальной информации
- правила использования электронной почты (включая корпоративный этикет)
Со своей стороны я бы этот перечень сократил путем объединения некоторых тем и расстановки приоритетов (сначала обучил бы самому важному), но это видение составителей стандарта...
Резюмирую, еще раз отмечу, что документ интересен и полезен. Рекомендую к изучению специалистам внутренних служб информационной безопасности и консультантам.
Итоговая майндкарта по документу (в PDF тут ):
P.S. Если интересно, в продолжении несколько примеров постеров из стандарта (да, в нем есть картинки):