Книга "Преврати себя в бренд. 50 верных способов перестать быть посредственностью" (Том Питерс) , на мой взгляд, уникальна. Она написана странным "рубленным" языком, но ее читать приятно и интересно. Буквально каждая фраза затрагивает какие-то струны души, мотивирует на личное развитие и новые свершения, автор часто сознательно провоцирует читателя на изменения. В книге много хороших и очень хороших идей. И еще автор дает "домашние задания", это превращает чтение книги в мини-тренинг по личному развитию. И все это мне нравится.
По моему рейтингу книга получает "4+". Не понравилась структура глав и их слабая связь друг с другом. Да и использование различных графических элементов (размеры букв, жирный шрифт, прописные буквы и разделения слов на слоги) через какое-то время утомляет.
Книгу будет полезно прочитать все тем, кому интересны темы личного развития, построения персонального бренда, лидерства и нетворкинга. Отдельно рекомендую тем, кому близка тема консалтинга, напомню, что Том Питерс работал в McKinsey...
Теперь чуть ближе к сути!
"Я-бренд" - основной термин и, в тоже время, посыл книги. Автор рассматривает человека "Я-бренд" как "независимую мыслящую единицу" и сравнивает с обычным наемным работником. Вот небольшая часть из таблицы-сравнения:
Я-бренд в своем мире | Наемный работник в своем мире |
Работает над запоминающимися проектами (ВАУ-проектами) | Делает, что сказано |
Соглашается на проект, потому что он добавит знаний / потому что придется тянуться / потому что позволит потусоваться с клевыми людьми | Это сказал мне сделать босс. (И не лезьте ко мне) |
Живу для клиентов! | Делаю свою работу |
Радостно вскакивает с постели по утрам | Еще на день старше, еще глубже в долги |
(Частенько) недоволен нашими медленными изменениями | Се ля ви |
Любит слова «ВАУ… Красота… Изящно… Революция… Влияние…» | Да, блин, отвали ты от меня |
Готов взяться за «непрестижную работу, если могу превратить ее во что-то классное | Не пытайся повесить на меня это дерьмо, брат |
… | … |
- Определяющая идея для Я-бренда: "Они" больше не отвечают за нашу карьеру и, шире, за нашу жизнь. Мы отвечаем. От нас зависит, как изменить себя.
- Я-бренды принимают ответственность за свою жизнь. Их не назовешь идеалистами. Они эгоисты... в лучшем смысле этого слова. Они в курсе, что "крупная компания" не собирается заботиться о них от колыбели до могилы. Они знают, что:
- зависят от своих навыков;
- зависят от уникальности;
- зависят от круга знакомств / адресной книги;
- зависят от проектов (ВАУ-проектов);
- зависят от роста.
- "Экономика внимания основана на "звездах"... Если в вашей работе нет ничего выдающегося, то, независимо от вашего трудолюбия, вас не заметят, а значит, не станут платить за нее больше." (Майкл Голдхабер).
- "Помните: бренд - это "знак доверия".
- Уникальная, постоянно поддерживаемая индивидуальность - наиболее ценный актив любого человека и любой компании.
- Не хотите ли поучиться оптимизму? Пессимисты редко становятся успешными Я-брендами - может, и никогда.
- Я-бренды - и в 20, и в 50 лет лидеры. Даже если им никто не "подчиняется" (официально).
- Время - самый ограниченный и ценный ресурс Я-бренда.
Другим важным термином книги является "ВАУ-проекты". Это интересные, новые, уникальные свершения, которыми вы гордитесь. Это те вызовы, которые вы ставите себе и выполняете. Это новые строчки в вашем резюме. Главный девиз: "Я - это мои проекты!". Автор учит выбирать и ставить перед собой ВАУ-проекты, а также мотивирует на их достижение. Дает много идей по их реализации (важность фокуса, элементы тайм-менеджмента, нетворкингкак средство поиска новых ресурсов, советы по коммуникациям и мотивации, работе в команде и пр.).
- Будьте одержимым тем, что ИМЕЕТ значение. Одержимость делает наш мир чуть лучше. Звучит наивно? Ну извините. Цинизм - это для неудачников. Быть циником просто. Без проблем. Но цинизм смертельно скучен. Наберитесь храбрости быть наивными. (НИ РАЗУ не встречал действительно успешного человека, который был бы закоренелым циником. Ну, может, в чем-то... но НИКОГДА... НИ РАЗУ... В отношении своей страсти, своих проектов!
- Забудьте о "задачах". Развивайте проекты. Думайте в терминах... ПОРТФЕЛЯ проектов.
- Делай клевые вещи. Каждый, блин, день. На можешь - умри.
- Железный принцип: постоянно используйте слово "ВАУ". Сделайте это своей второй натурой.
- Моя работа имеет значение...
- Забудьте слово "работа". Забудьте слово "задачи". Я - это мои проекты. Точка.
Беря на себя ответственность построения персонального Я-бренда, следует регулярно себя оценивать, сравнивать "с собой вчерашним". Для этого Том Питерс предлагает использовать следующие элементы/вопросы:
- Меня знают благодаря... Через год я планирую также быть известным благодаря...
- Мои текущие проекты интересны мне из-за...
- За последние 90 дней я узнал в том числе следующие вещи...
- За последние 90 дней в моей адресной книге появилось несколько новых важных контактов, в том числе...
- Моя местная/региональная/национальная/глобальная "программа повышения заметности" состоит из...
- Моя основная задача по "повышению качества резюме" в следующие 90 дней...
- Мое резюме существенно отличается от его версии годичной давности следующим...
Думайте о своем Я-бренде. Развивайте его. И скоро он будет работать на вас!
P.S. Ну, и еще несколько цитат, которые я пометил для себя:
- Я настолько классный человек, с настолько классными людьми я общаюсь.
- "Никогда не ешьте в одиночку" - вот мое заклинание. Связи, связи, связи.
- Лучше просить прощения после, чем спрашивать до. (Всегда!).
- Гуру менеджмента, если у них хватает ума, имеют своих гуру менеджмента.
- "Дилбертаза борт: цинизм - удел слабаков", "Комиксы с Дилбертом в мусорку".
- Специалисты, которые смогут одолжить вам немного времени, - это единственный ресурс, который что-то значит.
- Деньги приводят к раздуванию проекта, ненужным тратам, самоуспокоенности. они враг оптимального использования ресурсов, твердости, драйва. Голод (всех видов) - отличный мотиватор.
- Я тот, с кем общаюсь. И тот, с кем не общаюсь. И я глубоко убежден, что наращивать бизнес за счет плохих клиентов - изначально проигрышная стратегия.