Прочитал книгу "Сам себе МВА. Самообразование на 100%" (Джош Кауфман). Автор делится своей идеей о преимуществах правильного подхода к самообразованию перед классической учебой в бизнес-школах.
Никак не пойму, чем учеба по программе MBA лучше реального опыта работы вкупе с целенаправленным изучением 30-40 стоящих учебников.
Автор заостряет внимание на следующих недостатках бизнес школ:
- Обучение по программе MBA стало так дорого стоить, что приходится в прямом смысле закладывать жизнь в ломбард. Основной вопрос теперь ставится не о полезности бизнес-образования, а о том, стоит ли оно затраченных средств.
- В рамках программ MBA преподается много бесполезных, устаревших и даже откровенно вредных концепций и дисциплин.
- Диплом MBA вовсе не гарантирует высокооплачиваемой должности, не говоря уже о том, что он не сделает из вас эффективного менеджера с потенциалом карьерного роста.
- Системный и комплексный подход к бизнесу ("как работает бизнес"). Автор раскрывает основные концепции и термины бизнеса простым и понятным языком, приводит примеры.
- Идеи по взаимодействию людей ("как работают люди") и личному развитию. Автор раскрывает понятия мотивация, энергия, конфликты и другие, дает советы.
Обратите внимание, что именно "бизнесовой" составляющей в книге не так много, книга скорее про личное развитие и самообразование, а не про MBA. На мой взгляд, хоть и идея самообразования, представленная в книге довольно толковая, но подход к личному развитию, который занимает большую часть книги слишком поверхностный. Поэтому книга получает общую оценку "4-".
Книгу рекомендую к прочтению все тем, кто ориентируется на получение бизнес образования, и/или много читает бизнес литературы и книг по личному развитию.
В качестве альтернативы, я бы рекомендовал к прочтению следующие произведения:
- "Rework. Бизнес без предрассудков" (Джейсон Фрайд)
- "Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе "от звонка до звонка", жить где угодно и богатеть" (Тимоти Феррис)
- "Личное развитие. Принципы и методы от признанного эксперта" (Стив Павлина)
Кстати, в приложении к "Сам себе MBA" есть хороший перечень дополнительной литературы по различным областям саморазвития. Крайне рекомендую - http://bit.ly/1854pVe
Далее несколько идей из книги. Для себя выбрал именно "бизнесовые", а не по личному развитию.
name='more'>
- Лучшие бизнес-школы славятся тем, что в них трудно попасть: благодаря своей безупречной репутации они могут позволить себе жесткий отбор. Получается замкнутый круг. Репутация бизнес-школы базируется на карьерных успехах ее выпускников, так что в лучшие заведения принимают самых способных и целеустремленных, тех, кто сможет пройти строгий отбор, - словом тех, кто знает, как преуспеть, вне зависимости от того, получит он диплом MBA или нет. Бизнес-школы не создают успешных людей - они их принимают, а потом документально подтверждают успех.
- Любой бизнес - это совокупность пяти взаимозаменяемых компонентов:
- Создание ценности. Выяснение, что нужно потребителю, и создание этого.
- Маркетинг. Привлечение внимания потребителя и формирование спроса на то, что вы производите.
- Сбыт. Превращение потенциальных покупателей в реальных.
- Доставка ценности. Выполнение обещаний, данных потребителю, и контроль качества продукта или услуги.
- Управление финансами. Способность получать доход, достаточный для того, чтобы дальнейшее функционирование было целесообразным.
- Итерационный цикл – процесс, который вы можете использовать, чтобы сделать что-либо со временем лучше. Он состоит из шести основных этапов, каждый из которых представляет собой действие:
- Наблюдайте. Что происходит? Что работает, а что нет?
- Думайте. Что вы сможете исправить? Какие для этого есть возможности?
- Предполагайте. Исходя из всего, что вам известно на данный момент, какая из ваших идей будет иметь наибольший эффект?
- Решайте. Какое именно изменение внести?
- Меняйте.
- Оценивайте. Что произошло? Это положительные или отрицательные изменения? Стоит сохранить изменения или вернуться к прежнему положению вещей?
- Ценность обычно принимает одну из 12 стандартных форм.
- Продукт. Создайте осязаемый, реальный объект и продавайте его потребителю по цене большей, чем затратили на его производство и доставку.
- Услуга. Окажите помощь или услугу, установив за это определенную плату.
- Общедоступный ресурс. Создайте ценность, которой смогут пользоваться многие, и взимайте плату за доступ.
- Подписка. Предложите что-нибудь полезное на постоянной основе и регулярно взимайте за это плату.
- Перепродажа. Купите что-то у оптовиков и продайте розничному покупателю с выгодой для себя.
- Аренда. Купите что-нибудь полезное и сдавайте другому на оговоренный период, взимая за это плату.
- Посредничество. Найдите рынок сбыта и покупателя продукта, который вам не принадлежит, и от имени третьего лица осуществляйте сделки, взимая проценты.
- Аккумулирование аудитории. Привлеките внимание группы потребителей, объединенных некими характерными особенностями, и продайте доступ к этой группе в форме рекламы другому бизнесу, ориентированному именно на эту аудиторию.
- Заем. Дайте некоторое количество денег взаймы, затем в определенный срок заберите долг с оговоренными заранее процентами.
- Опцион. Предоставьте возможность совершить определенное действие в фиксированный срок за определенную плату.
- Страхование. Возьмите на себя ответственность за риск держателя страхового полиса попасть в неприятную жизненную ситуацию в обмен на периодические выплаты, размер которых оговорен заранее.
- Капитал. Приобретите долю в каком-нибудь предприятии и получайте соответствующую долю прибыли в виде единовременной выплаты или на постоянной основе.
- Метод определения привлекательности потенциального рынка. Достаточно оценить один из перечисленных ниже факторов по шкале от 0 до 10, где 0 – полностью непривлекательный, а 10 – абсолютно привлекательный. Далее просуммируйте. Если вышло меньше 50, то, скорее всего, вам лучше отказаться от задуманного. Если 75 и более, ваша идея выглядит вполне заманчивой – действуйте! Если же от 50 до 75 – прибыль ваша затея, конечно, принесет, но для полного успеха придется изрядно попотеть, так что решайте, что для вас важнее.
- Срочность. Насколько срочно нужно потребителю то, что вы предлагаете. Прокат старого фильма может и подождать, а вот премьера нового – нет, поскольку бывает всего один раз.
- Размеры рынка. Сколько потребителей активно и часто платят за подобное тому, что вы предлагаете? Курсы по плетению корзин под водой посещают единицы, а платными медицинскими услугами в области онкологии пользуются миллионы.
- Ценовой потолок. Какова максимальная цена, которую потенциальный покупатель готов заплатить за товар, подобный вашему? (За пачку леденцов – несколько центов, а за авианосец – несколько миллионов долларов.)
- Расходы на привлечение потенциального покупателя. Насколько легко привлечь потребителя? Сколько в среднем придется затратить сил и средств на то, чтобы заключить сделку? (Ресторанчики вдоль федеральной автострады, соединяющей разные штаты, почти не тратятся на то, чтобы привлечь клиентов, а фирмы, выполняющие государственный подряд, готовы потратить миллионы, чтобы заполучить контракт на госпоставки.)
- Себестоимость продукта и доставки. Сколько требуется затратить сил и средств на разработку продукта, производство и доставку конечному потребителю? (Отправка файлов через Интернет не стоит почти ничего, тогда как на изобретение продукта и строительство фабрики для его производства могут потребоваться миллионы.)
- Уникальность предложения. Насколько уникально ваше предложение в сравнении с аналогичными на рынке и как быстро его могут скопировать потенциальные конкуренты? (Существует бесчисленное множество парикмахерских, а вот компаний, предлагающих частным лицам космические путешествия, единицы.)
- Скорость выхода на рынок. Насколько быстро вы сможете создать нечто на продажу? (Подстричь соседский газон можно за пару часов, а чтобы открыть банк, понадобится несколько лет.)
- Объем первоначальных вложений. Сколько потребуется вложить в дело, прежде чем вы будете готовы начать работу? (Чтобы оказывать услуги по уборке дома, нужен только недорогой набор тряпок-щеток и бытовой химии, а в сфере золотодобычи необходимо будет затратить не один миллион на покупку земли и специального оборудования.)
- Возможность дополнительного предложения. Что еще вы сможете продать потребителю вкупе с основным продуктом? (Те, кто покупает бритву, захотят приобрести запасной блок лезвий и крем для бритья, а купивший летающую тарелку фрисби уже приобрел все, что ему нужно, и за новой придет, только когда сломается старая.)
- Постоянство. Сколько придется поработать, чтобы, создав первоначальное предложение, функционировать дальше? (Получение дохода от бизнес-консультирования требует постоянной работы, а книгу можно написать, издать и забыть о ней.)