Еще одна замечательная книга про аргументацию и донесение своих идей до слушателей - " Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова " (Ли ЛеФевер). Мне очень понравилась, ставлю твердую "5". Удобный формат книги, приятный дизайн, много полезной информации и новых идей про то, как сделать объяснения более эффективными.
Обратите внимание, что автор хорошо знает, о чем говорит. Он является основателем и главным специалистом компании Common Craft, известной во всем мире своими видеообъяснениями, которые делают сложные идеи простыми для понимания. Вот несколько примеров:
- Blogs
- Big Data
- Computer Viruses and Threats
- Phishing Scams
- Protecting Reputations Online
- Secure Passwords
- Secure Websites
- Social Bookmarking
Ну, ладно. Вернемся непосредственно к книге. Вот как автор ее описывает:
Эта книга - не тематическое исследование с набором упражнений и не академический труд, посвященный "науке объяснять". Скорее, это наше обращение к вам, рекомендации, которые мы готовы дать как специалисты. Мы глубоко верим в силу объяснений и рассматриваем книгу как призыв взглянуть на них по-новому. Это поможет осознать, что способность объяснять - неисследованная часть навыка общения, поэтому ее можно изучать и совершенствовать.
Цель этой книги - помочь каждому человеку переосмыслить свою манеру объяснять и научиться упаковывать идеи в объяснения, которые приносят реальную пользу.
Весь материал состоит из трех смысловых частей: План объяснения, Упаковка и Представление. Каждая из них содержит много полезной информации и примеров. Так, первая часть рассказывает о процессе объяснения, что это и чем не является, раскрывает общие понятия и идеи книги. Во второй части довольно подробно и с примерами объясняется как упаковывать свои идеи и мысли в формы понятные и доступные целевой аудитории. Ну, а третья часть посвящена процессу донесения (представления) своих идей слушателям/зрителям, рассматриваются различные платформы и подходы к демонстрации (например, презентации, видео ролики и пр.).
Крайне рекомендую к прочтению, данная книга будет полезна широкому кругу читателей. Она довольно универсальна, идеи просты и понятны. Их можно применять в различных контекстах: от воспитания детей (объясняя им окружающий мир), до бизнес-совещаний и презентаций (донесения своих идей).
Далее несколько ключевых идей из книги:
- Объяснение - упаковка идеи в форму, которая делает его понятнее.
- Объяснение - это совокупность утверждений, составленная для описания набора фактов таким образом, чтобы стали понятными их причины, контекст и последствия. Цель объяснения заключается в улучшении понимания.
- Объяснение - это творческий акт, превращающий факты в полезные, информативные и запоминающиеся идеи.
- Что НЕ является объяснением:
- Описание (прямой отчет о действии, событии, человеке и пр.)
- Определение (описание буквального смысла)
- Инструкция (руководство, порядок действий)
- Детализация (подробная информация о чем-либо)
- Отчет (устное или письменное сообщение о событии, предназначенное для передачи фактов другим людям)
- Иллюстрация (пример, служащий для разъяснения идеи)
- Разница между рецептом и объяснением: рецепт говорит как сделать, а объяснение зачем.
- Интересная концепция "шкала понимания" (насколько наши слушатели знакомы (понимают) объясняемую тему). Используется субъективная шкала от A до Z (на A аудитория абсолютно не знакома с объясняемой темой, а на Z - знает досконально). Если наши слушатели не знают, то рассказываем общие концепции и идеи, ответ на вопросы "зачем?" и "почему?", если знают хорошо, то даем ответ на вопрос "как?".
- Чтобы детали встали на место, мне нужно было сначала увидеть картину в целом. Мой способ получения информации требовал, чтобы я сначала увидел "зачем", а потом уже "как".
- Существует так называемое "проклятие знания" (когда мы знаем предмет объяснения очень хорошо) - основная причина множества неудач в объяснении. К сожалению, из-за проклятия знания мы слишком часто предполагаем, будто аудитория в состоянии понять прямые ответы, тогда как на самом деле ей требуется объяснение.
- Элементы упаковки объяснения включают в себя:
- Соглашение - укрепляет доверие с первого предложения Достигается путем создания общей картины, которая знакома большинству людей. Это делается при помощи таких заявлений, с которыми аудитория точно согласна (например, "все больше людей пользуются сетью Интернет", "цены на бензин растут"). Кстати, это еще называют "трюизм".
- Контекст - перемещает пункты, по которым мы достигли согласия, в определенные условия. Он создает основу для объяснения и позволяет аудитории понять, почему это важно. Создание контекста означает, что мы сначала говорим о лесе, а лишь потом переходим к деревьям. Благодаря тому, что хорошо составленный контекст позволяет увидеть идею с новой точки зрения и лучше ее понять, он немного уравнивает экспертов и новичков.
- История - общие идеи могут преподноситься в виде рассказа, персонаж которого меняет свою точку зрения и вместе с ней трансформирует эмоции. Факты выглядят гораздо эффективнее, если излагать их в форме рассказа. Короче говоря: Факты - это СУТЬ истории. Истории придают фактам СМЫСЛ. Суть и смысл - две самые мощные составляющие всех объяснений. Идея использовать рассказ в объяснении - это способ представить факты в форме, которая включает человеческий опыт, даже если мы очень мало знаем об описываемых людях. Простое добавление человеческого персонажа или олицетворение может сыграть большую роль - позволит людям увидеть ваши идеи с новой, более естественной точки зрения.
- Связи - часто сопровождают истории, представляют собой аналогии или метафоры, связывающие новые идеи с тем, что людям уже известно. Когда идеи связаны, то они аналогичны. В объяснении использование аналогии - ключ к облегчению понимания идей. Обратите внимание: Аналогии объясняют, а метафоры и подобия - подчеркивают, делают акцент.Связи - один из наиболее ценных инструментов объяснения, который способствует облегчению понимания идей. Они позволяют обратиться к понятиям, которые люди уже знают, и использовать их в качестве основы для построения. Если при помощи связи мы сможем создать у зрителей уверенность, что эти идеи легки для понимания, то они согласятся сделать следующие шаги.
- Описания - это прямые сообщения, которые скорее отвечают на вопрос "как", а не "зачем".
- Заключение - завершает упаковку кратким изложением того, что было изучено, и обеспечивает следующий шаг, направленный на аудиторию, призыв к действию.
- Общение на профессиональном жаргоне, которое помогает завоевать уважение коллег и экспертов, может оказаться вредным за пределами нашего пузыря. Мы должны признать, что люди, находящиеся вне его зоны, воспринимают наши объяснения по другому.
- Пример сюжетной линии:
- Познакомьтесь с Бобом, от такой же, как вы. (герой и его потребности)
- У него есть проблемы и он в отчаянии
- Он находит решение и пробует им воспользоваться (опыт работы с решением). Теперь он счастлив
- Разве вы не хотите чувствовать себя, как Боб?
Несколько простых советов о том, как объяснять:
- Не делать предположений о том, что люди уже знают
- Использовать простые слова
- Мысленно уменьшить масштаб предмета объяснения, чтобы получить максимально широкую перспективу
- Забыть о деталях и исключениях и сосредоточиться на общих идеях
- Пожертвовать точностью ради понятности
- Сказать базовые идеи с тем, что аудитория уже понимает
P.S. А еще можете посмотреть рецензии на эти хорошие книги:
Или выбрать какую-то другую .