В конце мая, а точнее 29-30.05, в Хабаровске я читаю двухдневный курс "Стандарты и «лучшие практики» по информационной безопасности: Сравниваем международный и российский подходы". Чтобы подготовиться к нему получше я решил кроме профессиональной литературы (стандартов по информационной безопасности и комментариев к ним) освежить свои знания чтением материалов непосредственно по проведению обучающих курсов. Мой выбор пал на " Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным " (Джули Дирксен).
Книга дала мне много новых идей и хорошо "утрясла" и систематизировала имеющиеся знания и навыки. Общую оценку ставлю "4+", снизил за последние главы, они заметно уступаю первым 2/3 книги по содержанию.
Крайне рекомендую к прочтению для всех тех, кто проводит и/или только планирует проводить обучение по любой тематике. В моем случае это "информационная безопасность"...
Итак, книга мне очень понравилась. Она хорошо оформлена и структурирована Ее приятно и удобно читать. Много картинок и схем, в конце каждой главы присутствуют итоговые выводы. Материал хорошо усваивается и, надеюсь, запоминается. Вот, примеры страниц:
Помимо приятных ощущений от прочтения, книга дает много идей. Например:
- Информация - это своего рода инструмент, который необходим вашим слушателям, чтобы действовать. Само по себе обладание информацией - это не достижение. Результат появляется, когда эту информацию применяют на практике. Слушателям необходимо понимать, что можно сделать с полученной информацией.
- Успешный процесс обучения означает, что слушатель не просто получает новые знания, но может с пользой их применять.
- Не переставайте задавать себе вопросы "почему?" и "что плохого случиться, если они не будут это знать?", чтобы определить настоящую цель обучения.
- Перед подготовкой курса стоит попытаться получить ответы на ряд ключевых вопросов:
- Чего хотят слушатели?
- Какой текущий уровень их навыков?
- Чем слушатели отличаются от вас?
- Обладать навыком - не то же самое, что обладать знанием. Чтобы определить, чего именно вам не хватает, нужно задать вопрос: "Может ли человек в данной ситуации стать профессионалом без практики?". Если вы ответите "да", значит, дело не в навыках. А если "нет", тогда вашим слушателям придется практиковаться, чтобы получить нужную квалификацию.
- Если человек знает, что делать, но почему-то не предпринимает действий, значит, у него недостаточно мотивации. Причины недостатка мотивации у слушателей:
- не верят в конечный результат или цель;
- предложенный путь кажется бессмысленным;
- встревожены или боятся перемен;
- все время отвлекаются или не могут сосредоточиться;
- не хотят прилагать усилия;
- не видят картину целиком.
- Слушатели с внутренней мотивацией заинтересованы в теме как таковой, или же у них есть определенная задача, которую они пытаются решить. Слушатели с внешней мотивацией исходят из того, что их ждет награда или наказание. Любое "обязательное" обучение, скорее всего, будет означать внешнюю мотивацию.
- Стратегия для слушателей с внутренней мотивацией:
- говорите "спасибо" богам знаний;
- выделите время для того, чтобы слушатели работали над своими собственными задачами;
- дайте слушателям возможность побыть преподавателями.
- Стратегия для слушателей с внешней мотивацией:
- постарайтесь обнаружить внутренние факторы мотивации;
- найдите болевые точки;
- избегайте пространных объяснений и рассуждений;
- используйте интересные примеры.
- Слушателям приходится справляться с непрерывным потоком информации, поэтому их внимание привлекут только значимые для них вещи.
- Среди возможных средств привлечения внимания - истории, эмоциональный отклик, ощущение срочности, неожиданность и интересные задачи.
- Обучение навыкам требует двух условий: практики и обратной связи.
- При разработке курсов следует помнить о двух основных типах мотивации: к обучении и действию. Когда вы слышите фразу "я знаю, но...", значит, придется иметь дело с мотивацией.
- Что слушателям может не хватать во время обучения для достижения целей:
- пробелы в знаниях;
- пробелы в навыках;
- недостаточная мотивация;
- внешние препятствия;
- ошибки в коммуникации.
- Стоит понимать уровень начальной подготовки слушателей. Новичку необходимы:
- тщательное руководство;
- постепенное и дозированное изложение информации, особенно в начале процесса;
- четкий план действий с конкретными и достижимыми целями
- рост уверенности в себе;
- постепенное повышение уровня сложности;
- инструктирование и постоянная обратная связь.
- Опытному слушателю необходимы:
- новые виды практики;
- более продвинутая информации по теме;
- инструктирование и совершенствование существующих навыков;
- гораздо больше самостоятельности.
- Эксперту:
- по-настоящему экспертные знания;
- информация о конкретных заданиях;
- полная самостоятельность;
- возможность делиться опытом.
- Учебный процесс должен быть двусторонним и интерактивным, чтобы вы были в курсе, насколько правильно слушатели усваивают материал.
- Интересная идея: таксономия Блума (теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности): знание - понимание - применение - анализ - оценка - синтез.
- Интересная идея: классификации компетентности по Глории Джери: ознакомление - осмысление - сознательное усилие - сознательное действие - компетентность - бессознательная компетентность
- Нередко нам кажется, что мы обладаем знанием, потому что можем распознать знакомую информацию - мы думаем, что знаем больше, чем это есть на самом деле.
- Интересная аллегория "погонщик и его слон": погонщик - это сознательная, контролируемая мысль. Слон символизирует все остальное. Слон - это наша интуиция, нутро, эмоции - одним словом, наши непроизвольные реакции. Слон хочет что-то, но погонщик держит желание в узде. Это действительно полезное достижение эволюции: погонщик позволяет планировать наперед и жертвовать сиюминутными желаниями в пользу будущих целей.
- Если вы хотите привлечь и удержать внимание слушателей, нужно обратиться к их эмоциональной, интуитивной стороне ("слон"), а также к сознательной и разумной (погонщик).
Обратите внимание, что это лишь малая часть идей и рекомендаций из книги. Когда вы ее будете читать, то, скорее всего, вы для себя отметите что-то еще. Хорошая книга, крайне рекомендую. Сам буду иногда перечитывать / пролистывать.
P.S. Еще можете посмотреть другие обзоры хороших книг .