Книга. Искусство обучать

Книга. Искусство обучать
В конце мая, а точнее 29-30.05, в Хабаровске я читаю двухдневный курс "Стандарты и «лучшие практики» по информационной безопасности: Сравниваем международный и российский подходы". Чтобы подготовиться к нему получше я решил кроме профессиональной литературы (стандартов по информационной безопасности и комментариев к ним) освежить свои знания чтением материалов непосредственно по проведению обучающих курсов. Мой выбор пал на " Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным " (Джули Дирксен).

Книга дала мне много новых идей и хорошо "утрясла" и систематизировала имеющиеся знания и навыки. Общую оценку ставлю "4+", снизил за последние главы, они заметно уступаю первым 2/3 книги по содержанию.

Крайне рекомендую к прочтению для всех тех, кто проводит и/или только планирует проводить обучение по любой тематике. В моем случае это "информационная безопасность"...

Итак, книга мне очень понравилась. Она хорошо оформлена и структурирована Ее приятно и удобно читать. Много картинок и схем, в конце каждой главы присутствуют итоговые выводы. Материал хорошо усваивается и, надеюсь, запоминается. Вот, примеры страниц:



Помимо приятных ощущений от прочтения, книга дает много идей. Например:
  • Информация - это своего рода инструмент, который необходим вашим слушателям, чтобы действовать. Само по себе обладание информацией - это не достижение. Результат появляется, когда эту информацию применяют на практике. Слушателям необходимо понимать, что можно сделать с полученной информацией.
  • Успешный процесс обучения означает, что слушатель не просто получает новые знания, но может с пользой их применять.
  • Не переставайте задавать себе вопросы "почему?" и "что плохого случиться, если они не будут это знать?", чтобы определить настоящую цель обучения.
  • Перед подготовкой курса стоит попытаться получить ответы на ряд ключевых вопросов:
    • Чего хотят слушатели?
    • Какой текущий уровень их навыков?
    • Чем слушатели отличаются от вас?
  • Обладать навыком - не то же самое, что обладать знанием. Чтобы определить, чего именно вам не хватает, нужно задать вопрос: "Может ли человек в данной ситуации стать профессионалом без практики?". Если вы ответите "да", значит, дело не в навыках. А если "нет", тогда вашим слушателям придется практиковаться, чтобы получить нужную квалификацию.
  • Если человек знает, что делать, но почему-то не предпринимает действий, значит, у него недостаточно мотивации. Причины недостатка мотивации у слушателей:
    • не верят в конечный результат или цель;
    • предложенный путь кажется бессмысленным;
    • встревожены или боятся перемен;
    • все время отвлекаются или не могут сосредоточиться;
    • не хотят прилагать усилия;
    • не видят картину целиком.
  • Слушатели с внутренней мотивацией заинтересованы в теме как таковой, или же у них есть определенная задача, которую они пытаются решить. Слушатели с внешней мотивацией исходят из того, что их ждет награда или наказание. Любое "обязательное" обучение, скорее всего, будет означать внешнюю мотивацию.
  • Стратегия для слушателей с внутренней мотивацией:
    • говорите "спасибо" богам знаний;
    • выделите время для того, чтобы слушатели работали над своими собственными задачами;
    • дайте слушателям возможность побыть преподавателями.
  • Стратегия для слушателей с внешней мотивацией:
    • постарайтесь обнаружить внутренние факторы мотивации;
    • найдите болевые точки;
    • избегайте пространных объяснений и рассуждений;
    • используйте интересные примеры.
  • Слушателям приходится справляться с непрерывным потоком информации, поэтому их внимание привлекут только значимые для них вещи.
  • Среди возможных средств привлечения внимания - истории, эмоциональный отклик, ощущение срочности, неожиданность и интересные задачи.
  • Обучение навыкам требует двух условий: практики и обратной связи.
  • При разработке курсов следует помнить о двух основных типах мотивации: к обучении и действию. Когда вы слышите фразу "я знаю, но...", значит, придется иметь дело с мотивацией.
  • Что слушателям может не хватать во время обучения для достижения целей:
    • пробелы в знаниях;
    • пробелы в навыках;
    • недостаточная мотивация;
    • внешние препятствия;
    • ошибки в коммуникации.
  • Стоит понимать уровень начальной подготовки слушателей. Новичку необходимы:
    • тщательное руководство;
    • постепенное и дозированное изложение информации, особенно в начале процесса;
    • четкий план действий с конкретными и достижимыми целями
    • рост уверенности в себе;
    • постепенное повышение уровня сложности;
    • инструктирование и постоянная обратная связь.
  • Опытному слушателю необходимы:
    • новые виды практики;
    • более продвинутая информации по теме;
    • инструктирование и совершенствование существующих навыков;
    • гораздо больше самостоятельности.
  • Эксперту:
    • по-настоящему экспертные знания;
    • информация о конкретных заданиях;
    • полная самостоятельность;
    • возможность делиться опытом.
  • Учебный процесс должен быть двусторонним и интерактивным, чтобы вы были в курсе, насколько правильно слушатели усваивают материал.
  • Интересная идея: таксономия Блума (теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности): знание - понимание - применение - анализ - оценка - синтез.
  • Интересная идея: классификации компетентности по Глории Джери: ознакомление - осмысление - сознательное усилие - сознательное действие - компетентность - бессознательная компетентность
  • Нередко нам кажется, что мы обладаем знанием, потому что можем распознать знакомую информацию - мы думаем, что знаем больше, чем это есть на самом деле.
  • Интересная аллегория "погонщик и его слон": погонщик - это сознательная, контролируемая мысль. Слон символизирует все остальное. Слон - это наша интуиция, нутро, эмоции - одним словом, наши непроизвольные реакции. Слон хочет что-то, но погонщик держит желание в узде. Это действительно полезное достижение эволюции: погонщик позволяет планировать наперед и жертвовать сиюминутными желаниями в пользу будущих целей.
  • Если вы хотите привлечь и удержать внимание слушателей, нужно обратиться к их эмоциональной, интуитивной стороне ("слон"), а также к сознательной и разумной (погонщик).

Обратите внимание, что это лишь малая часть идей и рекомендаций из книги. Когда вы ее будете читать, то, скорее всего, вы для себя отметите что-то еще. Хорошая книга, крайне рекомендую. Сам буду иногда перечитывать / пролистывать.


P.S. Еще можете посмотреть другие обзоры хороших книг .
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Наш канал защищен лучше, чем ваш компьютер!

Но доступ к знаниям открыт для всех

Получите root-права на безопасность — подпишитесь

Andrey Prozorov

Информационная безопасность в России и мире