В COBIT5 представлена правильная идея по выявлению "болевых точек" и событий-триггеров, которые могут указывать на потребность в совершенствовании руководства (governance) и управления ИБ на предприятии. (Вообще-то в COBIT5 говориться про ИТ, а не про ИБ, но из-за такой замены суть не меняется, идея правильная).
Она хорошо описана в книге COBIT5 Implementation и упоминается в фреймворке COBIT5.
Далее копипаст текста из COBIT5 с заменой ИТ на ИБ (в большинстве случаев).
Бизнес-обоснование совершенствования руководства и управления ИБ на предприятии можно связать с практическими каждодневными трудностями бизнеса путем использования болевых точек или событий-триггеров, способных запустить инициативы по совершенствованию. Такой подход сможет увеличить число сторонников и создаст ощущение необходимости срочных изменений на предприятии, что поможет запуску внедрения. Кроме того, в областях, которые наиболее прозрачны или важны для предприятия, можно выявить ряд способов быстрого получения успешных результатов (то есть создания дополнительной ценности). Всё это формирует платформу для реализации дальнейших изменений и может способствовать приверженности и поддержке высшими руководителями более «болезненных» изменений.
Типичные болевые точки, которые можно устранить (или способствовать их устранению) совершенствованием практик руководства или управления факторами влияния ИБ, перечислены в публикации COBIT 5 Implementation.Среди них:
- Разочарование бизнеса неудавшимися проектами, которые увеличили стоимость ИБ и создали впечатление низкой ценности ИБ для бизнеса.
- Значительные инциденты, связанные с ИБ-рисками, например, потеря данных или неудачный проект.
- Сложности в предоставлении услуг третьими сторонами, такие как систематическое нарушение согласованных уровней услуг.
- Невозможность выполнения требований регулирующих органов и контрактных обязательств.
- Ограничение инновационного потенциала и гибкости предприятия по вине ИБ.
- Низкая производительность ИТ и низкое качество ИТ-услуг, выявленные в ходе аудитов.
- Высокие и одновременно непрозрачные затраты на ИБ.
- Дублирование и избыточность инициатив и нерациональная трата ресурсов, например, преждевременное прерывание проектов.
- Недостаточные ИБ-ресурсы, неадекватные навыки персонала или высокая текучка и недовольство ИБ- персонала.
- ИТ-изменения не соответствуют бизнес-требованиям, выполняются дольше и дороже, чем было запланировано.
- Члены совета директоров, исполнительные директора и управленцы не хотят заниматься вопросами ИБ, или наблюдается недостаток приверженности и удовлетворенности со стороны бизнес-спонсоров ИБ.
- Сложная операционная модель управления ИБ.
Кроме болевых точек, существует еще ряд событий, которые могут привлечь внимание к руководству и управлению ИБ на предприятии. Ниже приведены примеры событий-триггеров из третьей главы публикации COBIT 5 Implementation:
- Слияние, поглощение или ликвидация предприятия.
- Изменение позиции на рынке, экономической обстановки или конкурентной среды.
- Изменение бизнес-модели или условий получения ресурсов (сорсинга).
- Новые требования законодательства или регулирующих органов.
- Значительное изменение технологий или изменение парадигмы.
- Корпоративная нацеленность на совершенствование в масштабах предприятия или новый проект по этой тематике.
- Назначение новых директоров: CEO, CFO, CIO и т.д.
- Проведение внешнего аудита или независимой оценки.
- Новые бизнес-стратегия или бизнес-приоритет.
Вот как-то так... Идея проста, а перечень болевых точек и событий-триггеров может быть расширен. Очень рекомендую ориентироваться на них при планировании совершенствования системы ИБ предприятия. А точнее запускать процесс совершенствования при их выявлении.
P.S. Еще рекомендую посмотреть:
P.S. Еще рекомендую посмотреть: