Наткнулся на очередное исследование по части психологии пользователей при работе с персданными (в сентябре описывал еще одно). В этот раз исследование было проведено по заданию Евросоюза и применительно к Евроконвенции по защите прав субъектов ПДн. Авторы выделили несколько интересных парадоксов:
- Парадокс приватности. Несмотря на высокие риски нарушения конфиденциальности пользователи все равно готовы раскрывать свои персональные данные.
- Парадок контроля. Субъекты ПДн хотят полного контроля над своими ПДн, но стараются избегать хлопот, связанных с актуализацией и регулярной оценкой уровня контроля ПДн. Субъекты знают о средствах защиты, но не используют их.
- Парадок ответственности. Субъекты ПДн не возлагают ответственность за защиту их прав и их ПДн только на государство, суды или полицию. Они считают, что за защиту также должны отвечать они сами и операторы ПДн, которым эти данные доверены. Субъекты требуют инструментов для более глубокого и всестороннего контроля своих ПДн. Но при этом, субъекты не уверены в своей способности защищить свои же ПДн.
- Парадокс осведомленности. Законодательство о ПДн европейцам малоизвестно и нелибимо ими. Но при этом никакой разницы в поведении между теми, кто знаком с темой ПДн (включая законодательство), и теми, кто не знаком, практически не наблюдается. Иными словами, осведомленность никак не влияет на поведение субъектов ПДн. Гораздо больше субъекты доверяют своему личному опыту, а не законодательству и иным нормам.
- Дилемма разницы культур. Разные страны Евросюза обладают разным уровнем цифровой культуры. Разные уровни проникновения Интернет, разница в способах и местах подключениях к Интернет, разница в предпочитаемых инструментах Интернет (где-то превалируют блоги, где-то социальные сети, где-то IM). В России аналогичная картина для разных регионов.
- Дилемма фрагментации рынка. Разные поколения также по разному используют Интернет. Новички - в-основном для чтения почты и поиска в Интернет. "Старички" активно используют социальные сети. И небольшая часть пользователей использует все возможности Интернет, включая чаты, форумы, ведение блогов и т.п. При этом активные пользователи Интернет меньше воспринимают риски и готовы совершать необдуманные поступки; в отличие от новичков, которые боятся сделать "что-то не так" и, как следствие, больше сохраняют свои ПДн в тайне.
- Дилемма открытости/закрытости. Государство активно пытается регулировать тему ПДн (как это знакомо и в России), но сталкивается с тройной дилеммой. Во-первых, Интернет-пользователи (преимущественно молодежь) не доверяют государству, но ждут от него каких-то действий по защите частной жизни в Интернет. Во-вторых, государство остается основным инвестором и заказчиком ИКТ и активно внедряет различные госуслуги, базирующиеся на раскрытии ПДн. Но все эти услуги непривлекательны для молодежи, которая гораздо более продвинута, чем государство, заказывающее те или иные платформы, порталы и т.п. для госуслуг. Иными словами, государство что-то предлагает и делает, но пользоваться этим просто невозможно. В-третьих, в отличие от бизнеса государство сковано в маневрах и возможностях взаимодействия. Оно либо отторгает от себя субъектов ПДн, навязывая им свои услуги, либо не может ничем привлечь пользователей, опять приводя к отказу от пользования госуслугами на базе ПДн.