Облачная ИБ, российские требования по локализации и точка бифуркации

Облачная ИБ, российские требования по локализации и точка бифуркации
На протяжении последних лет можно выделить три тренда, которые продолжают волновать умы многих специалистов по информационной безопасности - облака и виртуализация, мобильность и Интернет вещей. В этой заметке я бы хотел коснуться только первой из тенденций, а именно облаков в контексте информационной безопасности. Я не буду говорить про то, как защищать облака; интересно другое - тренд по переводу многих процессов ИБ в облачные среды.

И речь идет не о банальной услуге контроля доступа в Интернет или фильтрации электронной почты в облаках. Такие услуги сейчас есть в портфолио многих производителей средств защиты. Речь скорее о поддерживающих сервисах, которые невозможно сегодня представить без облачной поддержки. Например, обновление баз сигнатур (решающих правил) у антивирусов, средств предотвращения вторжений, средств контентной фильтрации, сканеров безопасности, межсетевых экранов или иных средств сетевой безопасности. Прошли те времени, когда обновления скачивались в эхоконференциях FIDO или на BBS; да и дискетами и флешками с обновлениями уже никто не балуется. Все давно уже получают их из облака.

Пример инфраструктуры обновления информации об угрозах у одного из мировых средств защиты
А отправка файлов для анализа их вредоносности? Она тоже идет с использованием облаков. А проверка хешей файлов или репутации сайтов? Опять через облака. А как мобильные пользователи используют защищенное подключение к Интернет? Снова облака. Да тот же VPN-as-s-Service или DDoS-as-a-Service - это тоже облако, имеющее свои точки присутствия в разных точках Земли и в разных часовых поясах. Ключевой признак такой "облачности" - распределенность. Именно в ней заключается преимущество многих современных технологий ИБ. Нет единой точки отказа, повышение надежности, рост скорости обработки, снижение задержек, учет часовых поясов... Если провести блиц-анализ рынка ИБ, то мы увидим, что точка бифуркации в этом вопросе уже давно пройдена и представить на современном этапе развития технологий ИБ чисто локальные решения уже невозможно.

И вот тут на пути победного шествия облачной ИБ в России возникает наше законодательство и явные и неявные планы по его "совершенствованию", которые рассматривают такую распределенность в мировых масштабах как угрозу национальной безопасности и государственному суверенитету. Про требование локализации баз данных ПДн россиян слышали все. А про запрет нахождение технических средств информационных систем госорганов за рубежом? Тоже многие. А про требование наличие доверенного источника обновления решающих правил для антивирусов и средств обнаружения вторжений при сертификации средств защиты информации? А какой же доверенный источник может быть на серверах в США или Европе? Вопрос риторический, конечно.

Требование локализации, которое в последнее время все чаще звучит применительно к тем или иным Интернет-сервисам или продуктам, к сожалению, не всегда положительно сказывается на обеспечении информационной безопасности. Представьте на минуточку, что ФСБ решит в рамках развития ГосСОПКА создать собственную систему Threat Intelligence, к которой смогут обращаться не только организации с территории России, но и наши партнеры по ШОС и ОДКБ (а может и БРИКС). Китай, Бразилия, Индия, Южная Африка, Белоруссия, Азербайджан будут "ходить" за этой информацией в Россию? Оптимальный ли это вариант? И готовы ли к "потере суверенитета" наши партнеры по военным и экономическим блокам?

Как влияют требования по локализации на средства ИБ (сравните с картинкой выше)
А вдруг российский чиновник поедет в Венесуэлу на переговоры и его православный антивирус, разработанный в России, должен будет получать новые сигнатуры? Откуда? Из России, до которой тысячи километров и десятки провайдеров связи или от ближайшего сервера обновлений, расположенного в какой-нибудь Бразилии? А наши загранучереждения, которые тоже нуждаются в защите своих информационных активов? Им куда "ходить" за обеспечением ИБ? В даль дальнюю или туда, куда быстрее?

Как тут соблюсти требования по локализации и нахождению всего и вся на территории нашего государства? Если сервер обновлений или реализации сервисов ИБ один и располагается в каком-либо православном ЦОДе в Москве, то это заставляет задать определенные вопросы по отказоустойчивости такой схемы. Для ее обеспечения можно, конечно, запустить резервный ЦОД в каком-либо Иннополисе в Казани, но это не сильно влияет на всю схему при такой географической распределенности как в России. Тут впору делать еще одно "виртуальное представительство" на Дальнем Востоке, где-нибудь в Хабаровске.

Распределенность в масштабах России
Но поднятые ранее вопросы с загранучреждениями, заграничными командировками все равно остаются. Гонять весь трафик в Россию - не самый эффективный способ решения задачи. И если для обновления средств защиты - это может быть еще и не столь критично (хотя надо смотреть схему информационных потоков), то для православных VPN-сервисов или сервисов контентной фильтрации это может уже играть важную роль. Рост задержек может привести, например, к невозможности предоставлять сервис защищенных унифицированных коммуникаций с мобильного устройства чиновника, поехавшего, например, на заседании в ООН или МАГАТЭ или в ISO.


И это только одна часть проблемы, вытекающей из требования по явной или неявной локализации сервисов ИБ на территории России. А ведь есть и другие. Хотя в текущих геополитических условиях на это мало кто обращает внимания (или есть указание не обращать), но стоит задать себе простой вопрос - что делать с иностранными (западными, ближневосточными, азиатскими) вендорами, производящими средства защиты? У них ведь нет в России своих площадок, которые можно было бы назвать доверенными и которые могли бы использоваться для обновления средств защиты или предоставления сервиса. И не факт, что появятся.

Эта проблема никак не связана с санкциями и запретом со стороны иностранных государств. Она никак не связана с выпуском продуктов на территории России (локальным производством). Она никак не связана с раскрытием исходных кодов и сертификацией на отсутствие НДВ. Просто в России отсутствует нормальный Интернет и достаточное количество адекватной инфраструктуры ЦОДов для работы таких площадок и многие зарубежные компании не готовы (возможно пока не готовы) менять существующие годами процессы обновления своих средств защиты. И если запустить ЦОД по предоставлению услуг фильтрации или VPN-as-a-Service на территории России еще можно теоретически (хотя требования СОРМ и последние инициативы депутатов по хранению всех передаваемых данных в течение трех лет в интересах правоохранительных органов не добавляют оптимизма), то с серверами обновления решающих правил ситуация не столь "простая".

Есть ли решение данной проблемы? Увы. Пока все развивается вялотекуще - требования есть, но нет процедуры их контроля. Мы вплотную подступили к точке бифуркации в этом вопросе и в ближайшей перспективе (2-3 года) станет понятно, вернемся ли мы к хаосу или выйдем на качественно новый уровень. Пока же у нас полная неопределенность в этом вопросе...
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Мы расшифровали формулу идеальной защиты!

Спойлер: она начинается с подписки на наш канал

Введите правильный пароль — подпишитесь!