О ИБ-блогерстве (по результатам #phdays)

О ИБ-блогерстве (по результатам #phdays)
В первый день PHDays пригласили меня поучаствовать в секции, на которой блогеры и журналисты, пищушие по ИБ, делились своими секретами и отвечали на вопросы модератора (Алексея Качалина) и аудитории. Вообще дискуссия получилась интересной, но я не буду ее пересказывать, поделюсь своим личным взглядом на это непростое дело. Тем более, что в мае блогу стукнуло уже 9 лет и можно уже подводить некоторые промежуточные итоги.

Цели блогера

Если посмотреть  на мою первоначальную идею, то я хотел просто делиться своими мыслями и зарисовками, невыросшими в отдельные статьи. Да-да, именно так. К моменту начала ведения блога у меня в багаже уже было 4 книги (одна на английском) и пара сотен статей в различных изданиях. Блог для меня являлся по сути еще одной площадкой, где я мог писать с большей регулярностью и частотой, чем в книгах или ежемесячных журналах.

На панели у коллег звучали и другие цели ведения блога:
  • Нести светлое, доброе, вечное. Хорошая цель, но достаточно быстро пропадает. Особенно когда понимаешь, что ведение блога - это труд и труд серьезный. Вы должны писать регулярно, лучше несколько раз в неделю, чтобы у вас сформировалась своя аудитория (а иначе кому нести доброе и светлое). Без этого, блог обречен на прозябание, а его автор на безвестность. Не видя отдачи и хотя бы обычного человеческого спасибо, желание писать пропадает.
  • Систематизация прочитанного и своих знаний. Не верю в эту цель. Я ее тоже когда-то преследовал, но при увеличении числа заметок в блоге, найти в них что-то становится невозможным. Даже с учетом использования тегов. Меня всегда удивляло, почему встроенный в Blogspot поиск хуже поиска Google, хотя Blogspot принадлежит Google и было бы логично сделать там нормальный поиск. Не работает.
  • Слава. Без комментариев, но цель популярная. При ее достижении автор бросает блог. Известность уходит, автор вновь берется за перо. И так по кругу.
  • Аккредитация как СМИ и бесплатная жрачка на мероприятиях. Есть у нас в отрасли люди, которые ведут блог именно для этого. Платить деньги за мероприятия они не хотят, вот и аккредитуются как СМИ. При этом адекватного обзора посещенного ими мероприятия добиться почти не удается. Либо они вообще ничего не напишут, либо польют мероприятие говном.
Монетизация блога

Вариант с заработком денег явно у блогеров не звучал, но иногда такая мысль проскальзывала. Могу сказать по собственному опыту - заработать на блоге можно. На рекламе в нем. Мне примерно раз-два в квартал приходят предложения "посотрудничать" и чтобы я написал о том или ином решении. Были примеры, когда мне предлагали абонентскую плату - около 100 тысяч рублей в месяц - за упоминания имени и решений одной компании в моих заметках. Во всех случаях я отказался - моя зарплата позволяет мне не гоняться за деньгами и быть независимым. О ком и о чем хочу, о том и пишу. В этом есть свои преимущества.


Вопрос с платным контентом звучал на секции, но абсолютное большинство коллег считает, что в России заработать на контенте нельзя. Мол, не любят у нас платить за информацию. Я не согласен с такой позицией. Но об этом я напишу отдельно; может быть завтра.

Отдача от блога

Что блогер получает в виде отдачи?

  • Деньги. Тут мы понимаем, что это возможно, но при соблюдении ряда условий. В любом случае зарабатывать на блоге при наличии основной работы почти нельзя (а у нас все блогеры имеют основную работу, которая отнимает все силы и время).
  • Слава. Да, безусловно. Как минимум, известность (в том числе и отрицательную) автор получает. А уж как он ее использует - это его дело. Кто-то получает приглашения на мероприятия, кто-то таким образом хочет найти "более лучшую" работу. Кто-то ходит на мероприятия бесплатно. Кого-то обожают девушки. Все это следствия славы. 
  • Авторитет. Если автор блога пишет что-то действительно полезное, то к его мнению начинают прислушиваться, приглашать для решения различных вопросов (например, к регуляторам). Но для этого надо писать что-то интересное и практическое, применимое в повседневной жизни безопасника. 
  • Доступ к новым знаниям, недоступным в обычной жизни. Есть и такая форма отдачи. Вам начинают кулуарно рассказывать разные интересные истории, присылать интересные документы, приглашать на закрытые мероприятия и совещания. Потом это можно использовать в своей работе, в том числе и над блогом. Получается этакий замкнутый цикл - "блог дает доступ к знаниям, которые делают блог более интересным, что дает доступ к новым знаниям...".

Аудитория блога

Сегодня, 100% ИБ-блогов у нас ориентировано на специалистов. Специалисты пишут для таких же как они. Отсюда ограниченность аудитории, которая по разным оценкам разнится от 10 тысяч (по версии Андрея Прозорова) до 200 тысяч (по версии Илья Шабанова) человек. Контент для "домохозяек", которым тоже безусловно важен и интересен контент по ИБ, у нас не пишет никто. Кто-то может мне возразить, что это потому, что домохозяйкам ИБ не нужна. Это не так. Контроль посещаемых детьми сайтов и групп в социальных сетях, защита домашней коллекции фоточек, защита от угона учетки iCloud или почтовых учетных записей, выбор правильного пароля на домашний компьютер и смартфон... Тем много, но про них мало кто целенаправленно пишет ибо трудное это занятие. Гораздо труднее, чем писать для специалистов. Ни жаргон использовать нельзя, ни сложносочиненные предложения. Нужно простым языком и по делу, а это сложно. Особенно в течение долгого времени.

Тематика блога

Если не писать для домохозяек, то что у нас остается? Да все тоже самое - тем море. Можно фокусироваться на чем-то одном, можно писать о текущих проектах на работе, можно идти широким фронтом, охватывая большой пласт тем. Лично я иду по последнему сценарию. За 25 лет в ИБ мне довелось поработать и разработчиком СКЗИ, и аудитором ИБ, и продавцом СрЗИ, и маркетологом, и админом, и постановщиком ТЗ для защиты Web-сайтов, и консультантом, и внедренцем. Много чего было. Поэтому мне удается пропускать широкий круг тем по ИБ через призму собственного опыта.

На секции был задан вопрос о самоцензуре. Он непрост; очень непрост. Дело в том, что в отличие от журналистов, защищенных законом "О СМИ" и своей редакцией, блогер не защищен никем. Я после ряда своих заметок не раз ходил под увольнением (еще будучи в Информзащите, когда никаких социальных сетей и блогов не было, а все ограничивалось эхами в FIDO), некоторые регуляторы меня не любят, некоторые мягко запугивают, интеграторы угрожали судом за якобы клевету... И все это забесплатно :-) А тут еще и 275-я статья  УК РФ нависает. Так что в отличие от журналистов, которые могут сослаться на "неназванные источники" и писать даже про конфиденциальные документы, я такой роскоши себе позволить не могу - многое становящееся мне известным, так и остается во мне. Самоцензура у блогера должна быть.

Ключевые факторы успеха блогера

Позволю себе сформулировать некоторые факторы успеха, которые на мой взгляд позволяют блогеру достигнуть всех перечисленных выше видов отдачи (даже если вы их и не жаждете они придут сами):

  • Ни дня без строчки. Это девиз любого писателя, а блогер по сути и есть писатель. Невозможно писать интересно и хорошим языком, не тренируясь ежедневно. Это тяжело, но дает свои плоды. А умение правильно и красиво говорить и писать полезно по-любому.
  • Икигай. Это, пожалуй, основной фактор успеха. Кто-то переводит этот японский термин как "смысл жизни", кто-то как "здоровая страсть". Мне нравится графическая иллюстрация этого термина. То, что вы любите, то, что нужно людям, то, в чем вы сильны, и то, за что вам платят (или вы получаете отдачу). Совпадение этих 4-х составляющих и есть икигай. У меня наложился еще и пятый элемент - ИБ была моей специализацией в институте. 
Вообще икигай - это то, что объясняет все, если бы надо было описать успех любого блога одним словом. Можно не ставить перед собой целей, можно не думать об отдаче, можно не заниматься продвижением блога (я никогда этим целенаправленно не занимался) и все равно быть успешным блогером. Только потому, что занимаешься любимым делом.


В качестве заключения

Задача блогера трудна, но важна. Если он живет не тем, чтобы критиковать всё и всех, а в его заметках есть что-то полезное, то блог будет процветать. Удобнее ли сидеть в соцсетях, чем вести блог? Не уверен. Более того, даже считаю это неверной стратегией. Социальные сети - это инструмент для сиюминутных радостей, совершенно неприспособленный для сохранения и поиска информации. Я даже у себя в Twitter или Facebook не могу найти что-то нужное, но что я писал хотя бы месяц назад. А уж в соцсети у других коллег...

Сегодня блог начинать сложнее, чем раньше. Когда ты первый, тебе проще. Последышей всегда будут сравнивать. Им будет сложнее выделиться. Они должны быть либо на голову круче, либо писать очень хорошо, либо поливать говном всех, либо подавать контент нестандартным образом. Это если, конечно, они хотят выделиться. Если такой задачи не стоит и человек просто пишет то, о чем ему интересно, то, в чем он разбирается, и язык у него подвешен, то своего он добьется по любому. Главное, не опускать руки.

Если вам интересно посмотреть всю секцию, то посмотреть ее можно  тут .

ЗЫ. На самом деле есть еще один вид отдачи, который я специально не упомянул в списке выше. Это обычное человеческое "спасибо". На том же PHDays мне несколько человек сказали, что учились на моем блоге и курсах Яндекса, так как больше ничего стоящего у них не было и в ВУЗе адекватных знаний им не дали. Это приятно, что ни говори.



Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Ищем уязвимости в системе и новых подписчиков!

Первое — находим постоянно, второе — ждем вас

Эксплойтните кнопку подписки прямо сейчас