В конце июля Президент подписал "Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года", которые определяют как Россия будет трактовать понятие "информационная безопасность" и как она его будет продвигать на международной арене. Можно было бы сказать, что этот документ малоинтересно российским специалистам по ИБ, т.к. говорит о вопросах, которые большинство волнуют мало. На самом деле это не так - он ложится в общую канву того, что происходит в области регулирования вопросов ИБ в России и куда устремлены чаяния российских властей.
А устремлены они на Восток, а точнее в Среднюю Азию и Китай, которые должны стать для нас союзниками в деле противодействия попытке США навязать всему миру свое видение того, как должен управляться Интернет и как должна регулироваться тематика кибервойн, безопасности критически важных объектов и т.п. И вот в этом аспекте документ, опубликованный на сайте Совета Безопасности, очень и очень интересен.
Из интересного в данном документе:
А устремлены они на Восток, а точнее в Среднюю Азию и Китай, которые должны стать для нас союзниками в деле противодействия попытке США навязать всему миру свое видение того, как должен управляться Интернет и как должна регулироваться тематика кибервойн, безопасности критически важных объектов и т.п. И вот в этом аспекте документ, опубликованный на сайте Совета Безопасности, очень и очень интересен.
Из интересного в данном документе:
- Постулируется необходимость устранения цифрового неравенства. Но те методы, которые планируется использовать для этого, не самые положительные для большинства участников этого рынка (исключая небольшую прослойку). Деталей в самом документе нет, но за ним скрывается ряд иных инициатив, о которых я писал раньше и которым посвящу несколько заметок в будущем.
- Помимо классической триады угроз (военно-политические, террористические и криминальные) включено вмешательство во внутренние дела суверенных государств. То, против чего так протестуют США, желающие бОльших возможностей по ведению пропаганды на территории иных государств.
- Одной из первых задач названо продвижение (навязывание) российской Конвенции по МИБ всем государствам - членам ООН. Она носит невоинствующий характер (в отличие от США, рассматривающих киберпространство, как поле военных действий) и направлена на нераспространение кибервооружений и неприменение его в военных и иных целях, направленных против государств.
- Россия ратует за интернационализацию управления Интернетом и передача этих полномочий от ICANN в сторону ITU. Идея России проста - кнопка отключения Интернет должна быть у каждой страны своя, а не только у США.
- Активно говорится о международном сотрудничестве, в первую очередь с текущими партнерами по БРИКС, ШОС, ЕврАзЭс и др. Хотя на самом деле это не то чтобы сотрудничество - скорее России нужны партнеры для коллективного отстаивания своей точки зрения супротив американской. Ведь по сути кроме дипломатии у России нет рычагов давления на мировое сообщество и США, в частности. ИТ у нас нет, телекоммуникаций нет, электроники нет, безопасности своей и то нет - одни сертифицированные поделки, малопригодные в реальной жизни. Вот и остается нам искать союзников в лице аналогичных стран Средней Азии и Латинской Америки, попутно сталкивая лбами США и Китай.